В последнее время школы открыты детям с ограниченными возможностями здоровья. Они учатся вместе с нормально развивающимися детьми в одном классе. Дети с ограниченными возможностями здоровья не должны чувствовать себя отрезанными от мира и от социума, поэтому важно предоставить им комфортные условия для получения образования. Во многом эта задача ложится на педагогов, которые для этого зачастую должны поддерживать и поощрять не только особых детей, но и их родителей.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья меняет жизнь семьи: его родители находятся в состоянии хронического стресса, поскольку ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает их многих возможностей, требуя повышенного внимания. По данным исследований выделяют следующие особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья:- родители испытывают нервно-психическую нагрузку, тревогу и усталость;- родители чувствуют неудовлетворенность и раздражение из-за личностных и поведенческих особенностей детей;- нарушаются и искажаются семейные отношения;- снижается социальный статус семьи, вследствие чего ограничена сфера функционирования семьи;- родители испытывают дискомфорт от столкновения с общественным мнением, которое не всегда адекватно оценивает их усилия по воспитанию и лечению ребенка.В семьях, воспитывающих детей с особенностями, могут возникнуть модели воспитания, когда родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе либо чрезмерно опекают его, что выражается в жалости и в стремлении все выполнить за ребенка. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с особым ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Целью работы педагога по включению в коррекционно-педагогический процесс родителей особых детей является создание условий для сотрудничества, в котором родитель – это единомышленник, член команды, цель которой помочь ребенку справиться с теми или иными сложностями. Есть три основных вектора работы с родителями: информационная поддержка, вовлечение в деятельность и организация совместных мероприятий для родителей и детей.1. Информационная и эмоциональная поддержкаПриглашайте родителей для информирования об успехах ребенка, о конкретных способах помощи ребенку в его учебной или другой деятельности и просто для поддержки. На встрече важно, чтобы родители услышали, что вы заинтересованы в ребенке. Вместе вы сможете помочь ему справиться с различными трудностями. Хвалите ребенка в присутствии родителей. Важно, чтобы родители увидели, что вы принимаете его таким, какой он есть.Более того, поддерживайте эту установку и в ситуации общения с другими взрослыми, коллегами, в присутствии детей, перед всем классом. Опирайтесь на сильные стороны ребенка, поощряйте его, давайте возможность добиваться успехов в обучении и в общении со сверстниками.Не забывайте поддерживать обратную связь: слушайте родителей, давайте им пространство для собственных высказываний. Не будет лишним посоветоваться с ними по поводу ребенка, чтобы ваши действия не противоречили методам воспитания родителей. Можно задавать им соответствующие вопросы: «Подскажите, какие приемы лучше работают с вашим ребенком?»Для того чтобы наладить сотрудничество, важно инициировать регулярные встречи и выстроить четкую схему взаимодействия. Очень эффективно работают родительские группы взаимопомощи. Ведущими этих групп могут быть сами родители. На группах взаимопомощи родители делятся опытом, сомнениями и переживаниями по вопросам воспитания, развития и обучения своих детей. Участие в группах взаимопомощи помогает родителям снять эмоциональное напряжение, противодействует непродуктивному замыканию в самом себе со своими трудностями, помогает обнаружить, что и другие родители переживают сходные чувства. Родители получают эмоциональную поддержку от людей с похожими проблемами.2. Вовлечение в деятельностьРодители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, делят свою жизнь на два этапа: до рождения ребенка и после. С рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья многие родители вынуждены большую часть времени заниматься развитием и лечением ребенка, отодвигая свои собственные мечты и интересы на последний план. Тем не менее потребность в самореализации актуальна для всех родителей.Вовлекайте родителей в деятельность по оформлению и насыщению образовательной среды, организации образовательного процесса. Это может быть:- помощь в разработке дизайн-проектов помещений и территорий;- починка игрушек и изготовление дидактических пособий;- разработка эскизов костюмов и декораций к праздникам;- оформление помещений к праздникам; информационное наполнение рубрик сайта организации, ведение родительского форума на сайте или странички в социальных сетях;- издание родительской газеты; ведение фотолетописи; организация различных досуговых мероприятий; участие в родительском комитете и многое другое.3. Организация совместных мероприятий для родителей и детейКаждый из родителей хотел бы испытать чувство гордости за своего ребенка. Создавайте мероприятия и проекты, где ребенок с особенностями в развитии мог бы отличиться или на равных участвовать в спортивных, творческих и других мероприятиях.Многие родители боятся проявления жалости по отношению к себе и к своим детям. Похвала в адрес ребенка особенно приятна, если она исходит от специалистов, которые могут профессионально оценить результаты его деятельности. В связи с этим в качестве членов жюри обязательно приглашайте на конкурсы и соревнования экспертов, значимых в глазах родителей особых детей.Организовывайте мероприятия внутри образовательной организации с привлечением других организаций и волонтеров. Направления этих мероприятий могут быть самыми разнообразными: познавательное, развлекательное, патриотическое, эстетическое, укрепление ценностей семьи. В этих мероприятиях родители могут быть и организаторами, и помощниками, и активными участниками.Светлана СЕНАТСКАЯ, педагог-психолог, методист территориального отделения «Тверское» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии