Сергей БУРДИНЦЕВ, учитель географии Центра образования №465: – Я молодой педагог, и у меня не самая обычная специальность. Вернее, их три. Окончив университет, я начал устраиваться на работу. «Всегда мечтал стать учителем» – фраза красивая, благородная, но, к сожалению, не про меня. Даже когда я выбрал университет, не задумывался о будущем, как и многие однокурсники. Вопрос дальнейшего трудоустройства вообще нас тогда не занимал. Друзья, знакомые спрашивали: «Ты собираешься работать учителем?» В их взглядах при этом читались удивление, страх, непонимание. Я отвечал: «Пока не знаю». Когда-то мой выбор пал на Московский педагогический государственный университет, одноклассники же поступали в ВШЭ, Финансовую академию, МГТУ имени Н.Э.Баумана. Теперь я благодарен своему институту, возможно, даже больше, чем мои друзья своим.
При поступлении я знал, что буду изучать мир, осознавая, как все устроено и как что происходит; два иностранных языка и культуры разных стран. Благодаря университету я смог учиться во Франции в Педагогическом университете города Кан в Нижней Нормандии, побывать во множестве интересных мест: Монголии, на Кавказе, на озере Байкал.Непосредственно с педагогической деятельностью я столкнулся в первый раз на практике четвертого курса института. Она наградила меня целым набором смешанных впечатлений, которые не сразу удалось разобрать. В итоге я понял две важные вещи. Мне нравится не только получать новые знания, но и делиться ими, получать удовольствие от отблеска понимания в глазах учеников. Вторая идея, которую подарила мне педагогическая практика, еще проще и еще менее оригинальна: когда передаешь свои знания ученикам, к тебе приходит более глубокое понимание этих знаний. Суммировав опыт двух практик, я понял, что давние вопросы моих друзей о том, буду ли я учителем, обрели наконец определенный ответ: это работа, от которой я получаю удовольствие.Проработав первый год в школе, я утвердился в догадках. Теперь для меня главное любовь к своей работе, к тому, что ты делаешь, она поможет преодолеть все трудности и добиться желаемых успехов.Светлана ТИРАБЯН, учитель английского языка лицея №1548:- Молодому педагогу довольно сложно после вуза вступать на учительскую тропу. В школе не смогут работать учителя, зашедшие сюда по ошибке, ведь родители доверяют им самое дорогое, что у них есть, – своих детей, а государство – свое будущее.Главные слагаемые высокого авторитета педагога – безупречное знание своего дела, высокая требовательность и уважение к обучающимся. Педагог должен быть патриотом, любить свое учебное заведение, родной город, страну, в которой он живет. Гражданская и общественная активность педагога, его идейный облик, моральная чистоплотность – вот слагаемые настоящего педагогического мастерства. Любой педагог может завоевать уважение учеников, их родителей, коллег благодаря глубоким знаниям, серьезному отношению к работе и вниманию к подопечным. Для поддержания высокого авторитета необходима высокая культура преподавателя – интеллигентность, отзывчивость, доброжелательность, умение не только пошутить, но и понять шутку в свой адрес, правильно отреагировать на нее, умение прощать, иногда не замечать некоторые промашки обучающихся.Важный принцип педагогической этики – требовательность учителя. В этой требовательности проявляется уважение к человеку, вера в способности учащегося, которые порой еще не раскрылись и неясны самому ребенку. Требовательность учителя к детям приводит к успеху только тогда, когда она сочетается с требовательностью к себе. Учителю часто приходится оценивать знания, поведение, человеческие качества учащихся. Эти оценки должны быть предельно справедливы. Следует стремиться к равной доброжелательности, заинтересованности в их судьбе и к справедливости в отношении каждого учащегося. Педагог должен уметь логически, литературно правильно и образно излагать свой предмет. Но еще более важно умение заинтересованно, внимательно и доброжелательно выслушивать ответы, сомнения, вопросы и даже явно нелепые предложения учащихся. Необходимо быть очень строгим к своим урокам. Неудовлетворенность, которая живет даже после самого удачного урока, – верный залог творчества и дальнейшего совершенствования.Нужно, перефразируя крылатое выражение К.С.Станиславского, «любить искусство, а не себя в искусстве», любить свою науку, свой предмет, педагогическую деятельность, своих учащихся, а не эффектность своего преподавания.Мария ЕГОРОВА, воспитатель детского сада №669:- Приходя на новое место работы, ты невольно наводишь там порядок: раскладываешь игрушки, расставляешь книги… И это правильно, ведь педагог всегда должен знать, где и что у него лежит, чтобы без промедления продолжать занятие.Часто воспитатель, учитель занимается творчеством, создавая своими руками наглядные пособия, ведь кому, как не ему, лучше знать, как эффективнее преподнести тот или иной материал своим подопечным!Многие незнающие люди думают, что быть воспитателем проще простого – подумаешь, поиграть с ребенком, рассказать ему сказку, порисовать… Да каждый так сможет! Отнюдь не каждый. Слушая лекции, читая книги, делая конспекты и рефераты, я думала: «Зачем мне все это?! Неужели весь этот ворох информации мне пригодится? Неужели, чтобы провести занятие, мне нужно знать строение головного мозга, периодизацию психического развития человека и многое другое, что преподаватели бескорыстно пытаются до нас донести?» Только попробовав себя в роли учителя, воспитателя на практике, а затем и на работе, я поняла, что вся эта информация мне необходима. Как можно помочь ребенку, не зная, почему возникает та или иная проблема?! Как можно объяснить что-то ученику, не зная правильного подхода, методики преподавания?!Частая ошибка молодых педагогов заключается в переоценивании или недооценивании своих подопечных. Нужно постараться объективно оценить возможности ребенка, особенно это важно при работе с особыми детьми. В этом молодому педагогу помогут различные диагностические пособия. Правильная диагностика – залог успеха в обучении, проведя диагностику, мы узнаем уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, а также установим уже имеющиеся знания, умения и навыки.
Комментарии