search
main
0

Мы как инородное тело… В недофинансированных ПУ учат зарабатывать деньги

Никогда не замечали, с каким чувством выходишь из цветочного магазина? Красота в сером асфальтово-бетонном городе покоряет, заставляет вдруг подумать о далеких неизведанных мирах.
Кажется невероятным, что живут рядом с нами люди, для которых эта романтическая атмосфера – повседневное место работы, временами надоедающее, как любое другое, временами приносящее радость и удовлетворение. Мало того, у волшебников-цветоводов есть обычные учителя, а еще дипломы об окончании профучилища.

Владимир Ларин, директор 33-го ПУ г.Воронежа, говорит, что подобных училищ в России и трех не наберется, во всяком случае ему известно еще лишь одно – в Санкт-Петербурге, которое готовит студентов по специальности цветовод-декоратор. Директор известного многим горожанам магазина “Цветы”, что на улице Мира, Валентина Панина – одна из первых выпускниц 33-го училища. Да практически в каждом цветочном магазине Воронежа есть воспитанницы этого ПУ. Ну чем не шикарная профессия для женщины? Впрочем, на каждом из трех курсов в группе цветоводов-декораторов учатся по двое-трое парней. Хотя большая часть мужского населения училища предпочитает профессию водителя, автомеханика или слесаря. Кстати, это ПУ единственное в городе готовит водителей троллейбусов и трамваев.
Есть у него и еще одно отличие, своего рода изюминка, которая делает его непохожим на других, – хор юношей, руководимый воронежским композитором, заслуженным деятелем искусств Николаем Тростянским. Да простят меня профтеховцы, как юные, так и взрослые, но не мной придуманы обидные словечки вроде “чушок”, “дрыгали”, “пэтэушники”. Мне кажется, что такие выраженьица принижают роль начального профобразования. За подобными словами трудно разглядеть, как и чем живут 20 тысяч подростков, а именно столько их обучается и воспитывается в 55 профучилищах и лицеях области. Обидно, что сами парни и девчонки пользуются такими словечками… И вдруг на фоне всего этого – хор юношей! Как в благородном собрании, как в высшем обществе или по крайней мере в элитном учебном заведении.
Не знаю, может, на любовь ребят к прекрасному так действует и соседство с юными цветочницами? Может быть. Но то, что не это главное, – сто процентов. В свое время гуляло на страницах газетных полос излюбленное журналистами клише – романтика труда или романтика трудовых будней. Сегодня каждый знает, что трудовые будни должны хорошо оплачиваться, иначе быстро опостылят. Сегодня каждый чуть ли не с пеленок знает, что надо много зарабатывать, а это значит либо вкалывать без отдыха, либо воровать. Какая уж тут романтика… Но именно о ней подумалось, когда услышала о шестнадцатилетних мальчишках – будущих шоферах и слесарях, которых объединила не только рабочая профессия, но и любовь к песне, к музыке. Не только денег хочется душе. А раз так, то и речь надо вести не о “чушках”, а о серьезных учебных заведениях, которые, помимо своей прямой задачи – дать профессию, выполняют еще одну, не менее важную для общества – воспитывают и готовят к нашей сложной жизни десятки тысяч парней и девушек с очень непростыми характерами, а порой и судьбами. Многие росли в сложных семьях и уже “хлебнули” в своей жизни, сами ушли из школы, или их “ушли”. Очень малая часть из них потом поступит в вузы, большинство – сразу на работу, в лучшем случае в техникум.
Загляните в любую службу занятости – рабочие профессии нарасхват. Зарплаты, правда, не совсем те, на которые можно содержать семью, да и относиться к тебе, рабочему, будут не так, как к владельцу ларька или менеджеру какой-нибудь даже самой небольшой фирмочки. Убрав со страниц газет надоедливые клише, мы будто вычистили из своего сознания уважение к рабочему человеку, понимание важности и необходимости его труда. Девчонки сплошь замечтали о карьере фотомодели, мальчишки – бизнесмена. И только в одном-единственном месте по-прежнему, как и 10 и 20 лет назад, молодым и неоперившимся говорят об уважении к профессии маляра или бульдозериста, токаря или слесаря. Говорят, что невозможно обойтись без них ни стране, ни области, ни пенсионеру, ни новому русскому – застойные ли годы на дворе, перестройка ли, без разницы. Мало того что говорят, так еще и учат, как зарабатывать.
В начале октября наши профессиональные училища и лицеи отмечали свой 60-й день рождения. В сороковом году указом Президиума Верховного Совета СССР в стране была создана система начального профессионального образования. 12 ремесленных и четыре железнодорожных училища появились в Воронежской области, а еще – 14 школ фабрично-заводского обучения. Почти 13 тысяч юных жителей области стали получать рабочие профессии. Среди выпускников-профтеховцев разных лет – одиннадцать Героев Советского Союза, восемь Героев Социалистического Труда. Уже 20 лет работает мастером производственного обучения лицея номер пять Анатолий Алексеевич Чернышов, имеющий высшую трудовую награду СССР. В Бутурлиновском ПУ-39 трудится Сергей Игольченко – Герой Советского Союза, воин-интернационалист.
Юбилейные фанфары отзвучали, торжественные заседания, посвященные 60-летию, закончились, а проблемы остались. Причем немалые. Как раз после праздника был момент, когда городские ПУ почти прекратили занятия – из-за долгов им не подключали отопление. Федерального финансирования хватает лишь на зарплаты и стипендии, а на местах… “Мы, как инородное тело, – говорят директора. – В ответ на просьбы о помощи слышишь только: “Вы – федералы, вот и крутитесь, как можете”. Они пытаются. Многие училища, чтобы выжить, взялись оказывать населению дополнительные образовательные услуги: по договору со службой занятости переучивают безработных, открывают автокурсы, работают на полях, производят мебель, шьют одежду. Как рассказала Татьяна Маслина, заместитель председателя областного комитета по образованию, курирующая сферу начального профобразования, свои внебюджетные средства училища и лицеи увеличивают с каждым годом. В 1997-м заработали 8,6 миллиона рублей, в 98-м – 11,8, а в 99-м – 20,4 миллиона. Последняя цифра – это 34 процента от бюджетного федерального финансирования, но и ее профтеховцы намерены “перекрыть” в нынешнем году и попытаться выйти на 45 процентов.
Если отдать эти большей частью заработанные подростками деньги в уплату за свет и тепло, то, во-первых, этого не хватит, а во-вторых, общежития и учебные корпуса останутся без ремонта, а учебный процесс – без оборудования. Современные производства требуют умных рабочих, а как освоить новые технологии на станках 70-х годов? Эту проблему училища сегодня решают по сути в одиночку. Покупка нового станка или компьютера – праздник и одновременно большое достижение. Дошло до того, что не на чем обучать будущих армейских водителей. В прошлые годы воинские части списанную технику отправляли в ПТУ, теперь же действует строжайший приказ военных ведомств о несписании. Что делают, например, в ПУ-46 Кантемировского района (оно более 30 лет готовит водителей для армии страны)? Выращивают пшеницу, ячмень, сахарную свеклу, продают, а потом покупают аккумуляторы, шины, запчасти и дизтопливо. Но вечно так продолжаться ведь не может!
Передача всей системы начального профобразования на местное финансирование уже считается как бы решенным вопросом. Хорошей базы, особенно в дотируемых регионах, для этого нет, и тут уж либо полный развал профтеха, либо совместный поиск выхода из критической ситуации. В Воронежской области пытаются идти по второму пути. По инициативе комитета по образованию областной Думой и администрацией области в начале прошлого года принято постановление о стабилизации работы системы начального профобразования, которое определило несколько источников финансирования. Уже два года область выделяет целевые средства профтеху. Правда, очень скромные, по два миллиона рублей. Деньги идут на покупку учебников, по словам Т.М. Маслиной, восемь тысяч экземпляров в год, из которых более шести тысяч – книги профессионального цикла. Районы тоже помогают, но не все. Из 21 района, где есть ПУ и лицеи, только в семи местные бюджеты выделяют целевые средства на их содержание. Особо “отличился” Воронеж: на его территории 21 учебное заведение, что никоим образом на бюджете не отражается. Только разовая помощь, как, например, с отоплением, которое все-таки включили, не бросив профтеховцев “на замерзание”. Кстати, в том же постановлении есть пунктик, предусматривающий “меры областного стимулирования коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих финансовую помощь профессиональным училищам и лицеям”. Например, “принятие законов, освобождающих предприятия от уплаты налога на величину сумм, направляемых на финансирование” профтеха. В условиях города, где сосредоточена промышленность, а училища не имеют возможности выращивать пшеницу и сахарную свеклу, подобные законы и меры были бы как нельзя кстати. Но пока это только лишь мечты…

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте