В Самарской области проживают представители более 100 народов. До 1994 года в Самарской области были единые государственные советские праздники, теперь культурная жизнь региона приобрела определенный шарм из-за этнических праздников. Сегодня они стали обычным явлением. Появилось немало национальных коллективов, за десять лет удалось многое сделать благодаря программе «Возрождение».
Концепция национальной политики РФ постоянно обновляется. Создаются национальные культурные автономии, центры. Есть у России международные обязательства, согласно которым необходимо считаться с национальными меньшинствами, рамочная конвенция защиты национальных меньшинств – это основной национальный документ, который Россия ратифицировала в 1989 году. По этому документу мы ежегодно отчитываемся перед Советом Европы по таким позициям, как предотвращение дискриминации, обеспечение социального равенства. Названия этих позиций звучат, как лозунги. На самом деле равенства достичь очень сложно. Все зависит от уровня культуры самого народа, от наличия лидера, от менталитета. Это образ, идеал, подобный понятию дружбы народов.
Несколько лет назад на территории Кировского рынка в Самаре прогремел взрыв, после этого начали искать «чеченский след». И чеченцы вышли на Самарскую площадь с плакатами «Мы не хотим отвечать за каждый взрыв в России». Позже обнаружилось, что виновными были граждане Казахстана, которые воевали в Чечне, но уже был порожден конфликт. Понадобились серьезные усилия нескольких ведомств и общественности, чтобы его разрешить.
Поэтому еще в 1994 году Самарская область приняла целевую программу «Возрождение». Был даже целевой план возрождения, по которому 100 миллионов рублей выделялось на поддержку национальных праздников, развитие СМИ, образования, изучения родных языков представителями разных национальностей. В области 75 школ, где работают эти программы.
Есть координационный совет по этнонациональной политике Самарской области, куда входят ученые, лидеры наиболее влиятельных организаций, специалисты разных министерств. Средства программы «Возрождение» распределяются на основании рассматриваемых заявок, проходит публичное обсуждение вопросов и распределение средств.
В Самарской области издается более 12 этнически ориентированных газет, в том числе на татарском, чувашском, мордовском, украинском языках. Газеты эти получают поддержку со стороны региона.
Процесс ассимиляции необратим. Поэтому в области поддерживается многокультурность, многоэтничность – это наше богатство. Поэтому так важна поддержка изучения национальных языков. В области 23 татарских села. В быту жители сел говорят на татарском языке. Теперь в 22 школах изучают татарский язык, только в одной не изучают, там живут крещеные татары. В Самаре есть татарская гимназия «Яктылык», которая в этом году расширяется, есть воскресные школы.
Миграционную политику необходимо рассматривать в свете сохранения толерантных отношений в регионе. С одной стороны, экономическое развитие страны требует привлечения мигрантов. С другой стороны, мы сталкиваемся с тем, что население часто не готово жить в таком разнообразии. Население, традиционно проживающее на определенной территории, подвержено определенным страхам, фобиям. И это порождает одну из основных проблем в сфере этнонациональной политики.
Если 10 лет назад полагали, что надо возрождать, сохранять языки, традиции, культуру, сегодня необходимо сохранить межэтнический баланс, толерантные отношения между представителями разных национальностей, проживающих на одной территории. Не секрет, что в области есть националистические организации. 20% населения поддерживает лозунг «Россия для русских!». Три года назад в Елховском районе был зафиксирован межэтнический конфликт. Он произошел сразу после бесланской трагедии. Местные жители написали письмо, под которым подписались 400 человек, и отправили его президенту и губернатору области. В нем было написано: «Вы предлагаете бороться с террористами. Мы согласны, давайте начнем с нашего села и выселим азербайджанцев-террористов». В селе проживают 73 азербайджанца. Они приехали сюда в 1997 году после развала СССР, занялись скотоводством. Дети их не ходили в школу, потому что плохо говорят на русском и находятся в изоляции. Целая группа конфликтологов, социологов на протяжении 4 месяцев работала над прекращением этого конфликта. Выяснили причину конфликта, разработали программу «14 шагов», организовали воскресную школу, чтобы дети азербайджанцев смогли пойти в школу, смогли подтянуться до уровня 2-3-го класса, выучили русский язык.
Еще один пример – в одном селе Хворостянского района в одном из классов учатся 11 детей, из них 8 человек – это дети курдов-язидов. Местные жители и представители власти, силовых структур мало что знали о данной национальности, ее культуре и традициях. Сегодня, например, появился «Справочник самарского милиционера», в котором содержится информация о народах, проживающих на данной территории, включая те, что представляют мигранты. Это тоже помогает предотвращать конфликты.
С детского возраста нужно воспитывать понимание того, что во многом именно своим многообразием наша страна интересна другим народам и странам. Миграция – естественный процесс развития стран, она была всегда. Важно только, чтобы организован этот процесс был в рамках закона и поддержан как со стороны власти, так и со стороны общества. СМИ в том числе играют особую роль, поскольку они могут показать, сколько позитивного мигранты приносят в нашу жизнь.
По материалам пилотного проекта в Самарской области
Для развития образовательной адаптации детей и молодежи миграции нужно учитывать
Территориальный уровень
Многоаспектный подход – все уровни и секторы власти должны быть вовлечены в процесс (миграционная служба, служба занятости, полиция, образование, здравоохранение, экономический департамент).
Социальное партнерство – сотрудничество местных властей, местных сообществ, этнических диаспор, НКО, представителей местного бизнеса.
Нормативно-правовая база.
Просвещение населения принимающей стороны. Мультикультурный подход.
Работа с семьями и национальными диаспорами.
Уровень образовательной системы
Обязательное образование и легальный прием на работу.
Мультикультурные подходы в образовании, интеграционная часть школьной программы.
Объединенные интерактивные тренинги.
Индивидуальный подход.
Многоуровневая образовательная адаптация – должна сопровождаться психологической адаптацией и профессиональным ориентированием.
Специализированные навыки преподавателей.
Комментарии