search
main
0

Мы и они. Лучше тратить деньги на образование, чем на тюрьмы

Посмотрим на двух детей, рожденных в двух различных государствах. Ребенок А рожден в одной из богатейших стран мира, в Соединенных Штатах, где проживают больше половины всех миллиардеров мира. Эта страна тратит где-то около 40-50% от мировых расходов, выделяемых на здравоохранение, хотя в ней проживает менее 5 процентов населения мира. Особенно высоки затраты на медикаменты и высокотехнологичное медицинское оборудование. Врачи в этой стране зарабатывают почти вдвое больше самых высокооплачиваемых докторов в других государствах, а о системе здравоохранения часто говорят как о лучшей в мире.

Ребенок Б рожден в одной из беднейших стран западного мира, в Греции, где годовой доход на душу населения немного больше половины дохода жителя Соединенных Штатов. В то время как Америка тратит около 6000 долларов в год на медицинское обслуживание одного гражданина, в Греции расходуется на эти цели менее 3000 долларов, и это в реальном выражении, включая различные сопутствующие затраты. В Греции в шесть раз меньше высокотехнологичного медицинского оборудования на одного пациента, чем в Соединенных Штатах.Конечно же, скажете вы, шансы на долгую и здоровую жизнь у ребенка Б ниже, чем у ребенка А.А вот и нет. Средняя ожидаемая продолжительность жизни ребенка А, рожденного в Соединенных Штатах, на 1,2 года меньше, чем у рожденного в Греции ребенка Б. У ребенка А на 40 процентов выше риск умереть в первый год жизни, чем у ребенка Б. Если бы ребенок Б родился в Японии, расхождение было бы еще более значительным: у американского ребенка в два раза больше шансов умереть в первый год жизни, чем у японского. В Японии, как и в Греции, средний доход и средние траты на душу населения в здравоохранении значительно ниже, чем в Соединенных Штатах.Итак, если средний уровень дохода (по крайней мере в относительно богатых и развитых странах) и траты на высокотехнологичное медицинское оборудование не играют большой роли, так что же играет? Мы не можем заявлять с уверенностью, но, по-видимому, материальное неравенство имеет определяющее значение. Греция не столь богата, говоря о среднем доходе населения, как Соединенные Штаты, но в ней, как и в Японии, больше материального равенства, чем в США. Большинство исследований связи материального неравенства и здоровья населения, в которых сравнивались страны, американские штаты, различные регионы мира, обнаружили, что общество, где больше равенства, как правило, более здоровое. Публикации об этих исследованиях подтолкнули одного из нас к изучению связи общественного неравенства и уровня смертности; результаты были опубликованы в Британском медицинском журнале в 1992 году. Редактор этого журнала, комментируя в  1996 году данные исследований, подтверждающих связь между имущественным неравенством и здоровьем нации, писал: «Важным открытием явилось то, что из факторов, действующих на показатели смертности и состояние здоровья в стране, большее значение имеет не общее богатство страны, а то, насколько равномерно оно распределено. Чем более равномерно распределено богатство страны, тем здоровее общество».Неравенство ассоциируется с низким уровнем продолжительности жизни, высоким уровнем детской смертности, более низким ростом, небольшим весом при рождении, СПИДом, депрессиями. Зная это, мы заинтересовались: на что еще может влиять социальное неравенство?  Для того чтобы понять, какие еще проблемы вызываются неравенством, мы собрали в ряде  богатых стран мира достоверные и сравнимые данные о здравоохранении и некоторых социальных проблемах. Мы получили следующий перечень: уровень доверия; психические заболевания (включая алкоголизм и наркозависимость); ожидаемая продолжительность жизни и детская смертность; ожирение; школьная успеваемость; ранняя беременность; убийства; тюремное заключение; социальная мобильность.Зачастую то, что может показаться взаимосвязанным, является ложным и случайным совпадением. Для того чтобы быть уверенными в достоверности наших выводов, мы собрали данные по этим проблемам общества и здравоохранения, насколько это было возможным, в каждом из 50 штатов США. Это позволило нам проверить, связаны ли проблемы в разных регионах Америки с неравенством, как это происходит в других странах. И оказалось, что связь есть, и эта связь весьма значительна.Чтобы представить общую картину, мы собрали вместе все данные по социальным проблемам и здравоохранению для каждой из исследуемых стран и отдельно для каждого штата США, а затем определили Индекс проблем общества и здоровья населения для каждой страны и каждого штата. Все параметры имеют равный вес, то есть, например, показатель психического здоровья так же влияет на общее значение индекса для общества, как и совершенные подростками убийства и ранняя беременность. В результате получен Индекс проблем общества и здоровья населения, и чем выше его значение, тем хуже обстоят дела. Некоторые показатели, такие как ожидаемая продолжительность жизни, оказывали влияние в обратной  пропорции, то есть для каждого параметра – чем выше значение, тем хуже результаты.Чем равномернее распределено общественное богатство, тем меньше проблем, в том числе и со здоровьем. Наличие медицинских и социальных проблем в богатых странах скорее связано с неравенством, чем со средним уровнем жизни в стране. Данные, полученные в Соединенных Штатах, подтверждают данные по другим странам. Говоря об отдельных штатах, мы видим, что проблемы общества и здоровья населения  связаны с неравенством доходов, а не средним уровнем благосостояния.Примечательно, что значения Индекса проблем общества и здоровья населения в таких разных сообществах говорят об одном и том же. Проблемы в богатых странах вызваны не тем, что страны недостаточно богаты (иногда эти страны очень богаты), а тем, что в обществе существует слишком большое материальное неравенство граждан. Важным является то, какое место занимаем мы в нашем обществе по сравнению с другими.  Неравенство, и это неудивительно, является сильным социальным разделителем. Может быть, потому, что все мы стремимся использовать разницу стандартов жизни как маркеры различия в общественном положении. Мы ищем друзей среди равных нам и избегаем общения с теми, кто значительно богаче или беднее нас. Наше положение в социальной иерархии влияет на то, кого мы видим как людей своего круга, а кого нет («мы» и «они»), что и определяет наши отношения с другими людьми.Товарищеская помощь и принадлежность к определенной общности людей положительно влияют на здоровье человека. Равенство – обязательное условие того, чтобы и другие обсуждаемые нами параметры были в норме. Большое неравенство не только порождает проблемы, ассоциируемые с социальными различиями и разделяющими людей классовыми предрассудками, но и ослабляют ход социальной жизни, уменьшают уровень доверия в обществе и порождают насилие в  нем.Представляется очевидным, что проблемы, ассоциируемые с относительной бедностью, присущи обществам с большим неравенством. Однако если вы спросите у людей, почему большее равенство в обществе смягчает эти проблемы, скорее всего вам скажут, что большее равенство в обществе помогает жить тем, кто находится внизу социума. Между тем истина заключается в том, что от большого общественного неравенства страдает большинство населения. Исследования показывают, что уровень психических расстройств в три раза выше в обществах с ярко выраженным неравенством по сравнению со странами с большим равенством. Также в более неравных обществах граждане в десять раз чаще попадают в тюрьму и в два-три раза чаще страдают ожирением, а уровень убийств может быть во много раз выше. Причина такого большого расхождения в показателях достаточно очевидна: воздействие неравенства не ограничивается только самыми бедными, его влияние ощущает большинство населения страны. Так, эпидемиолог Майкл Мармот указывает на то, что, даже если вы решите все проблемы здоровья самых бедных, большинство проблем здоровья, вызванных неравенством, останутся незатронутыми. В качестве убедительного примера правоты наших утверждений рассмотрим связь между неравенством и грамотностью населения.Существует мнение, что стремление поднять национальные стандарты успеваемости в образовании не связано со стремлением уменьшить неравенство в образовательной сфере. Но оказывается, что это в принципе неверно. Представляется, что для всех стран достижение более высокого уровня успеваемости в образовании явно зависит от снижения социального неравенства в образовании. Дуглас Вильмс, профессор кафедры педагогики университета Нью Брансвик в Канаде, представил яркие доказательства этого утверждения.Так, на графике заметно, что, если даже у ваших родителей хорошее образование и высокий социальный статус, важную роль для вашего образовательного уровня играет страна, в которой вы живете. А для выходцев из нижних слоев общества с малообразованными родителями этот фактор играет куда более значительную роль. Необходимо отметить на графике более крутой подъем социального показателя (самый высокий для Соединенных Штатов и Великобритании, где неравенства больше) и более пологий для Финляндии и Бельгии, где больше равенства. Также видно, что большой вес для значений среднего показателя грамотности для каждой из стран имеет наклон прямых социального статуса. Соединенные Штаты и Великобритания имеют меньшие значения показателей грамотности по сравнению с показателями Финляндии и Бельгии.Вильмс показал, что ситуация, отображенная на графике, повторяется и для 12 развитых западных стран, и для провинций Канады, и для штатов США. Тенденция к расхождению значений также сохраняется. Вильмс постоянно сталкивался с большими расхождениями в нижних значениях социального показателя, чем наверху графиков.Что наиболее поразило нас, это то, что исследования показали – при уменьшении неравенства улучшается благосостояние и качество жизни всех членов общества. Ухудшение социального благосостояния и качества социальных отношений можно остановить и повернуть назад. Понимание роли общественного неравенства означает, что мы получили политические рычаги для улучшения благосостояния всего общества.Прежде чем предлагать конкретные пути решения или комплекс политических мер, направленных на сокращение разрыва в доходах разных слоев населения, вероятно, лучше напомнить, что всегда существует несколько различных путей, ведущих к одной цели. Если в одних странах с большим равенством оно достигается через прогрессивную систему налогообложения и развитую систему соцобеспечения, то в таких государствах, как Япония, низкий уровень общественного неравенства получен до налогов и социальных мер. Разница в доходах в Японии (до вычета налогов) небольшая, что делает ненужными меры по крупномасштабному перераспределению средств. Существенным является то, какого уровня общественного неравенства вы достигли, а не то, каким образом это сделано. Данные молчаливо предостерегают тех, кто  полагается на эффект низких социальных трат и систему налогообложения. Если вам не удастся избежать высокого уровня неравенства в стране, вам понадобится построить больше тюрем и увеличить число полицейских. Вам придется иметь дело с высоким уровнем психических расстройств, наркоманией и подобными проблемами. Если уменьшение налогового бремени и сокращение социальных программ приведет к росту неравенства доходов населения, то вызванные этим социальные проблемы могут заставить вас увеличить бюджетные расходы. Существует выбор между бюджетными затратами на уменьшение общественного неравенства и борьбой с проблемами в обществе с высоким уровнем неравенства. Примером того, как баланс между этими решениями сдвигается в ошибочном направлении, могут служить Соединенные Штаты в период начиная с 80-х годов, когда неравенство в доходах населения росло особенно быстро. В этот период бюджетные расходы на тюрьмы росли в шесть раз быстрее, чем на высшее образование, и сегодня в ряде штатов достигнуто состояние, при котором они тратят столько же бюджетных средств на тюрьмы, сколько и на высшее образование.Конечно, желательно жить в обществе, в котором больше денег тратится на образование, а не на тюрьмы. При этом политические меры, направленные на поддержку семьи, такие как, например,  предоставление населению высококачественного, бесплатного дошкольного образования, могут означать также и то, что многие из тех, кто сегодня содержится в тюрьмах, могли бы работать и платить налоги, а не обременять своим пребыванием в тюрьмах бюджет государства.Современные общества должны становиться все более креативными, адаптируемыми, инновационными, информированными и гибкими, в которых люди готовы к сотрудничеству и помощи в любых возникающих проблемах. И это характеристики не общества, в котором правит богатство и существуют проблемы с социальным положением, а общества, в котором люди совместно трудятся и как равных уважают друг друга.​Ричард ВИЛКИНСОН, Кейт ПИКЕТПеревод Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте