search
main
0

Мы хотим успеть все!

Как справиться со сложностями и выйти победителем? Ответ на этот вопрос сейчас ищут педагоги во всем мире. Не остался в стороне и наш коллектив. Анализируя вызовы времени, мы очередной раз убедились в верности утверждения: все события могут иметь скрытые преимущества. Главное – найти эти преимущества.

Когда после осенних каникул среднюю и старшую школу перевели на дистанционное обучение, мы надеялись, что это не затянется надолго. Конечно, дистанционное обучение – это технология, которая может помочь сохранить непрерывное образование, но оно никогда не заменит живого общения.

В этом году мы, несмотря на постоянное взаимодействие учителей с учениками и родителями, ощутили нехватку живого общения. К этому добавились трудности в регулировании режима работы и отдыха и технические проблемы.

Мы постоянно находились на работе, но при этом были дома. Мы хотели успеть все. Но оказалось, что на дистанте не получается сделать всю работу, а на домашние дела не хватает времени и сил. И эта повторяющаяся изо дня в день ситуация очень изматывала.

И вот наконец указ мэра о том, что столичные школьники возвращаются к очному обучению. Выход на очную работу! Несмотря на ожидание и готовность к этому выходу, нам все равно приходится вживаться в новые старые условия. Очная работа априори снимает трудности дистанта, но возвращает к своим сложностям. Мы обсуждали вопрос, как быстрее вернуться к обычному режиму работы. И сообща выработали стратегию разрешения этих ситуаций. Мы готовы поделиться нашим опытом.

Что же необходимо предпринять, с нашей точки зрения, чтобы войти в работу наиболее мягко, без перенапряжения?

В первую очередь мы постарались на предметных секциях сформировать психологическую установку на спокойствие, держать в поле внимания те ситуации, которые могут вызвать стресс и продумать свою реакцию на эти провокации.

Стрессовые ситуации приводят к значительным нервным расстройствам и депрессии, поэтому мы учимся подходить к жизни по-философски, с чувством юмора. Шутки помогают людям взглянуть на ситуацию под другим углом. Бывают случаи, когда мы не можем изменить ситуацию, тогда необходимо изменить отношение к ней.

Мы стараемся поддерживать друг друга добрым словом, улыбкой, обмениваемся техниками эмоциональной регуляции, которые помогают взять контроль над переживаниями. Так, у нас есть учителя, которые используют дыхательные практики.

По их мнению, порой достаточно двух-трех минут для сосредоточения на своем дыхании, чтобы привести эмоциональное состояние в норму, взять себя в руки и эффективно управлять ситуацией. Но в лечебной дыхательной практике есть один секрет.

Он заключается в том, что выдох должен быть немного дольше, чем вдох. Самый лучший способ для релаксации – это когда глубокий вдох длится 4 секунды, а выдох – 6. Такие дыхательные упражнения помогают замедлить сердцебиение (во время стресса оно учащается) и улучшить снабжение головного мозга кислородом. Коллеги говорят, что отлично помогает!

В нашем коллективе есть люди, которые успешно используют тайм-менеджмент. Они считают, что четкое планирование своего дня и выполнение намеченных задач в зависимости от их важности очень помогают справиться со стрессовой ситуацией. По их твердому убеждению, не надо делать все в последнюю минуту, а также много дел одновременно. Планирование и еще раз планирование!

Психологическая служба нашей школы постоянно напоминает: важно не раздражаться от общения с людьми, какими бы они ни были. Принимайте людей такими, какие они есть. Если вам приходится общаться с невыносимым человеком, радуйтесь, что вы не такой. Улыбка и спокойствие – вот залог вашей победы! Старайтесь найти в коллективе такого человека, с которым вам интересно общаться! Советуйтесь с ним, спрашивайте, как он решает те или иные вопросы. Не замыкайтесь в себе!

По нашим наблюдениям, помогают поддержать жизненный ресурс занятия, которые доставляют удовольствие: общение с друзьями, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, любимое хобби. С какой радостью наши коллеги, занимающиеся вышивкой и рисованием, показывали свои работы. А последние посещенные театральные постановки?! Мы рассказываем коллегам, что нам понравилось, советуем сходить на тот или иной спектакль.

Есть в нашем коллективе приверженцы здорового, сбалансированного питания. В их рационе преобладают свежие овощи и фрукты, клетчатка, натуральные продукты. На их примере мы видим, что пища также оказывает сильное воздействие на человека и его состояние.

Из-за разного содержания тех или иных микроэлементов продукты питания по-разному воздействуют не только на здоровье человека, но и на его настроение и состояние психики в целом. Мы видим, что наши коллеги легче переносят ту стрессовую ситуацию, в которой мы все оказались.

Мы обратили внимание, что учителя физической культуры более спокойны в сложившейся ситуации. А это является доказательством того, что регулярное выполнение физических упражнений уравновешивает нервную деятельность (дозированная ходьба, оздоровительный бег, плавание, фитнес).

На наших встречах они рекомендуют больше ходить после работы, желательно на свежем воздухе, чтобы снять напряжение трудового дня. Коллеги, которые посещают фитнес, говорят, что это позволяет им отлично расслабиться после трудовой недели.

В современном мире мы имеем огромные возможности для воплощения своих замыслов в жизнь. У нас есть многое – ресурсы, время, талант, но всегда нужно задавать себе вопрос: «С какой целью, зачем?» В любом явлении есть свои плюсы и минусы, нужно учиться видеть их.

Дистанционное обучение прочно входит в школьную действительность. Обучение уже не станет прежним, но нам нужно взять все самое лучшее и организовать такую систему, которая ответит запросам современного общества. И нам, учителям, надо уметь заботиться о себе, чтобы быть готовыми профессионально отвечать на вызовы времени.

Ольга ПОЛОВНИКОВА, педагог-психолог школы №1449 имени Героя Советского Союза М.В.Водопьянова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте