search
main
0

Мы говорим на одном языке. РАО и школа

7-9 ноября на базе Института коррекционной педагогики РАО при поддержке Министерства образования и науки РФ прошли II Всероссийские педагогические чтения по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. О значимости этого события мы попросили рассказать директора института Николая МАЛОФЕЕВА.

– Решение Минобрнауки России поручить институту проведение Всероссийских педчтений мы расцениваем как факт признания ведущей роли института и РАО в деле обеспечения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При отсутствии закона об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, специального образовательного стандарта и даже профильной управленческой структуры в составе федерального министерства резко возрастает ответственность за принятие решений по преобразованию специальной школы. Ведь речь идет о судьбах сотен тысяч детей.

Лет десять назад институт разработал и опубликовал научно обоснованную программу модернизации отечественной системы специального образования, она прошла экспертизу и научного сообщества дефектологов, и президиума РАО, получив положительную оценку. Замечу, что президент РАО Николай Никандров уделяет обсуждаемой проблеме большое внимание, поддерживая все позитивные начинания института. Результаты научного поиска неоднократно докладывались на заседаниях президиума РАО, наш научный коллектив имеет все необходимые условия для осуществления полноценной исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Что касается состоявшихся педчтений, то они явились своего рода экзаменом со стороны практиков. Конечно, в ряде российских регионов мы имеем экспериментальные площадки, получаем хорошие результаты, но хотелось получить более масштабную картину, понять, насколько успешно экспериментально апробированные новации внедряются в повседневную практику. Педагогические чтения предоставили уникальную возможность для открытого общения, обмена мнениями. Участники чтений услышали, как обстоят дела на местах, что делается и что можно сделать для того, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сумел получить качественное образование. Конференция исключала «лекции», читаемые научными работниками «неосведомленным» практикам, это были дискуссии, полемичные выступления людей, равно болеющих за дело, равно понимающих современные задачи образования детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов, говорящих на одном языке. Важно отметить, что органы управления образованием федерального и регионального уровней с начала 90-х годов ХХ века уделяют проблеме образования детей с ограниченными возможностями повышенное внимание.

Поразили масштабы мероприятия, на пленарном заседании зарегистрировалось более 700 человек, на секционных заседаниях – 944 человека, всего в педчтениях приняли участие более 1200 человек. Не менее удивительна география чтений. Департамент образования города Москвы, Московский институт открытого образования, ОАО «Издательство «Просвещение», издательство «Школьная Пресса» сделали все, чтобы участники педчтений познакомились с лучшим опытом организации специального и интегрированного образования, современной учебной и учебно-методической продукцией.

Педчтения показали, что практики стосковались по общению, а также то, что они переросли уровень местного общения. Отмечу, было продемонстрировано взаимопонимание и партнерство специалистов из учреждений разного ведомственного подчинения. Эти проблемы невозможно решать в рамках одного ведомства. Во-вторых, мы убедились, что научные результаты, полученные в институте, подтверждены и востребованы практикой, основные векторы модернизации отечественной системы специального образования были намечены верно. Россия остается лидером в сфере дефектологической науки, мы не отступили от пути, намеченного когда-то В.П. Кащенко, Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, их соратниками и последователями. Мы сохранили традиции. Вместе с тем специальное образование меняется. Это связано не только с новыми технологиями, но прежде всего с изменением отношения к инвалидам, к проблемному ребенку, к его семье. Для нас было важным сделать достоянием практики современные научные разработки, убедиться, что мы продуктивно партнерствуем, одинаково понимаем цели и задачи специального образования, говорим на одном научном языке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте