search
main
0

Мы гости в доме природы Цикл уроков в 3-4-х классах

Тема “Жизнь на земле”

Цель: осознание личной ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.
Ход работы
1. Обсуждение домашнего задания
Сегодняшнее занятие называется “Жизнь на земле”. Мы уже выяснили, что жизнь в обществе невозможна без правил. Какие же десять “не” помогают вам жить среди людей? (Дети зачитывают составленные правила).
2. Разминка “Такие разные цветы”
Среди ваших “не” я услышала: “не ломать деревья”, “не рвать охапки цветов”.
Очень хорошо, что среди правил общения с людьми вы записали правила общения с природой. В благодарность вам на доске выросли прекрасные цветы. (Используются открытки. Фотографии. В одном столбике я записала название цветов. Вам нужно к каждому названию прикрепить нужный цветок. Во втором столбике записаны прилагательные определения, не соответствующие порядку названий цветов. Соедините эти слова в пары).
3. Разговоры о домашних животных
А что происходит с человеком, когда он смотрит на цветы? (У него поднимается настроение).
Что еще может улучшить настроение человека?
Вы назвали общение с друзьями. А кого называют четвероногим другом? Вы слышали выражение “друзья наши меньшие”? К кому это относится? У кого дома есть животное? Какое оно? Как ты к нему относишься? (Рассказы детей о своих любимцах).
Но если вы завели животное, то у вас появились обязанности перед ним.
4. Обсуждение отрывка из повести К.Сергиенко “До свидания, овраг. Повесть о бездомных собаках”
Но, к сожалению, бывает и так… (Учитель читает отрывок из повести).
…Как-то утречком на автобусной остановке вышел человек с двумя собаками. Собак он оставил, а сам сел в автобус и уехал. Песики были очень похожи друг на друга. Так, ничего себе песики, с длинными мордами и острыми ушами. Автобусы катили один за другим, а хозяин не возвращался. Собаки с надеждой смотрели на каждый автобус. Они вертелись под ногами у людей. Их отгоняли, но они не уходили.
– Видал? – спросил меня Черный. – Новое пополнение.
Он прошелся мимо песиков туда-сюда, с презрением поцарапал асфальт задней лапой, а потом поднял ее и окатил столб. Это означало насмешку и угрозу.
Песики поняли и прижались друг к другу.
– Эй вы, чего здесь делаете? – грозно спросил Черный.
– Ждем, – ответили они робко.
– Кого это ждете?
– Нашего Человека.
– А где же он?
– Он скоро вернется.
– Видали? – сказал Черный. – Они ждут своего Человека. Утром он их привез, а сейчас уже вечер. Они еще думают, что вернется…
А вы знаете, как эти близнецы стали бездомными? (Какой-нибудь мальчик или девочка просили у мамы собаку, обещали, что будут ухаживать за нею и долго не выдержали).
Поэтому, прежде чем завести какое-то животное, подумай. Это нелегко – отвечать за живое существо. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке “Маленький принц” сказал: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Как вы понимаете эти слова?
5. Беседа о бережном отношении к природе
Уважение и внимание к человеку требует от людей воспитанных еще одного важного качества – умения беречь и охранять мир природы, в котором мы живем. Это и наши домашние животные, и растения, и звери, и птицы, и воздух, и вода. Словом, весь прекрасный светлый мир природы. А ведь иногда человек, не задумываясь, вторгается в жизнь природы и разрушает ее. Я приведу только один пример.

Пожалейте рябину!
Леночка вбежала в комнату.
– Смотри, что я тебе принесла! – в руках моей маленькой соседки полыхали гроздья ярко-красной рябины.
– Зачем ты это сделала? – расстроилась я. – Они постоят немножко и завянут. А птицам зимой есть будет нечего.
– Им и так есть будет нечего, – сказала Леночка. – Посмотри! – И потащила меня на балкон. Внизу у тонких, увешанных гроздьями рябин бегали мальчишки. Они ловко отламывали тяжелые кисти и “заряжали” ягодами свои щеки. Узкие трубочки направляли “заряд” прямо в противника. – Видишь?
– Вижу, – расстроилась я. – А ну-ка давай с ними поговорим. – Мы выбежали на улицу.
– Вы зачем рябину обрываете? – обратилась я к ребятам.
– Ну и что? – с усмешкой ответил один, а остальные опасливо отступили.
– А то… – попыталась я продолжить разговор, но мальчишки, сверкая подметками, бросились врассыпную.
– Видишь? – еще раз повторила Леночка. Мне стало очень грустно. Теперь прохожие топтали ногами эти ягоды. А они так нужны и нам, людям, и нашим пернатым друзьям. Ведь рябина – ценное лекарственное сырье. Для птиц – это питательный корм. Без него они пропадут зимой. Как можно не задумываться над этим?
На этом примере вы увидели, как бездумное отношение человека постепенно разрушает природу – дом, в котором мы живем.
6. Правовая игра “Дуб, Свинья и Ветер”
Хорошо, что есть люди, которые всю жизнь посвящают защите природы, – экологи. Они организовали для нас показательный суд над Свиньей, которая погубила дерево.
Действующие лица
1. Партия зеленых (экологи) – 4 чел.
2. Свинья.
3. Дуб.
4. Белка.
5. Ворона.
6. Кабан.
7. Кабаниха.
8. Ведущий в басне.
9. Судья.
10. Народные заседатели – 2 чел.
11. Адвокат.
12. Прокурор.
13. Журналисты.

Дуб, Свинья и Ветер
Сегодня речь пойдет об экологических правонарушениях. Вспомним, какой огромный урон лесам ежегодно наносят люди.
Я хочу предоставить слово представителям партии зеленых – нашим экологам.
Статья 4 Закона “Об охране окружающей природной среды” гласит: “Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, природные ландшафты”.
Огромный урон наносят люди. Это и пожары, возникшие от костра или от одной-единственной спички, уничтожающие десятки и даже сотни гектаров лесных пространств. Это и просто порча деревьев туристами, отдыхающими.
Судья: Наказание полагается и за одно погубленное дерево. Этому и посвящается сегодняшнее судебное разбирательство. Мы разбираем дело, о котором рассказал И.Крылов.
Свинья: Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
Ворон: “Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
Свинья: “Пусть сохнет, – говорит свинья, –
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди, ведь я от них жирею”.
Дуб: “Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут, –
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут”.
Ворон: Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Судья: Итак, довожу до сведения собравшихся. Свинья наелась желудей, которые она нашла под огромным раскидистым дубом. А наевшись, решила порезвиться. Она начала рыть пятачком землю и перегрызать острыми, как кинжал, клыками корни дуба. Ей так понравилось это занятие, что она остановилась только тогда, когда не осталось почти ни одного не перерезанного корня. Напрасно Белка, жившая в дупле дуба, предупреждала Свинью: “Что вы делаете, уважаемая? Ведь дерево, лишенное корней, погибнет”. Но Свинья в ответ на ее слова только весело расхрюкалась. Через несколько дней случился сильный ветер. Все деревья, даже самые юные, устояли, а огромный, могучий дуб рухнул, потому что он был лишен корней, своей опоры.
От Кабана и его многочисленной семьи поступило заявление о том, что после гибели дуба им нечем стало питаться, они обречены на голод. У Белки погибли бельчата. Разорены гнезда ворон. Слово первому свидетелю.
Белка: Дуб упал той стороной на землю, где было дупло, в котором находился мой домик. Погибли трое моих почти взрослых бельчат…
Ворона: Наши гнезда упали, развалились, дуб своими ветвями придавил многих воронят.
Кабан: Судья уже рассказал, в каком бедственном положении оказались мы, дальние родственники этой Свиньи. Она ведь только о себе и думала. Я видел, как Свинья обогнала наше семейство, чтобы первой прийти к дубу и все съесть. И она не только съела, но и погубила дуб.
Кабаниха: Наша семья осталась без питания. А у меня 10 детей, которых нечем кормить. Мы с мужем предупреждали Свинью, что дуб нужен всем нам…
Свинья: Не понимаю, в чем меня обвиняют. Это был старый, давно отживший свой век дуб, на нем и желудей стало совсем мало. Жаль, конечно, что он упал, но ведь есть другие, пусть довольно далеко отсюда, но и семья Белки, и Вороны, и Кабан с отрядом своих кабаних и кабанят легко могут преодолеть это расстояние.
Речь Адвоката Свиньи: Свинья животное тупое, неразумное, к тому же экологически безграмотное. Она ведь не понимала, что творила, не знала, не ведала, что дуб может упасть и погибнуть. Так что достаточно ее просто пристыдить и отпустить с миром.
Речь Прокурора: Я совершенно не согласен с Адвокатом. Вот он говорит, что свинья существо глуповатое, несмышленое, малообразованное, но ведь это не так. А что касается экологической грамотности, ее отсутствие не снимает вины. Так вот, каждый, кто наблюдал свиней в жизни или читал о них, знает, что свиньи – животные умные. По интеллекту они находятся наравне с дельфинами. Многочисленные факты, скажем, описанные у Брема, доказывают, что эти упрямые животные отличаются большой понятливостью и сообразительностью.
Я прошу, уважаемый суд, принять решение об аресте Свиньи на три месяца. И кормить ее все это время одним сеном, которое она обычно не ест. Я считаю это наказание довольно мягким. Погибло не только дерево, но и бельчата в дупле, и несколько десятков птиц, у которых были гнезда на его ветвях. Попрошу суд учесть это.
7. Домашнее задание
Можно сказать: “Подумаешь, одно дерево погибло”. Но если каждый вспомнит, куда он выбросил мусор в лесу или на пляже, бумажную обертку от мороженого в парке и автобусный билет на улице, кому-то станет стыдно.
Чтобы истлела, смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год. С пустой консервной банкой это произойдет за несколько лет. Для полиэтиленового пакета потребуются десятилетия, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками. Стоит задуматься над этими фактами.
Но сейчас страны всего мира объединились с одной целью – спасти планету от экологической катастрофы.
На многих упаковках от товаров есть специальные значки, которые подскажут человеку, что нужно сделать. В течение недели просматривайте дома упаковки от продуктов и других товаров. И если вы найдете знаки предупреждения экологов, принесите такую упаковку на следующее занятие.

Тема “Послание человечеству”

Цель: помочь детям увидеть все многообразие жизни людей. Определить то общее, что объединяет всех людей.
Ход работы
1. Разминка “Мышонок и мышеловка”
Давайте встанем в круг и плотно прижмемся друг к другу. Кто хочет быть “мышкой”? “Мышка” заходит в круг. Ее задача всеми возможными способами выбраться из “мышеловки”, отыскать “дыру”, уговорить играющих раздвинуться или найти еще какие-нибудь способы, чтобы освободиться. (Если “мышонок” сам затрудняется выбраться из круга, учитель регулирует ситуацию, предлагая детям помочь “мышке”. По окончании игры, учитель спрашивает “мышонка”, что он чувствовал, когда не мог выбираться из круга).
Когда в следующий раз вы захотите схватить бабочку, жука, птенца, вспомните свои ощущения.
2. Обсуждаем домашнее задание
Ваши знаки “Выставка альбомов у доски” действительно предупреждают каждого, что он гость в доме природы. Хорошо бы эти знаки изучили и взрослые люди, которые иногда забывают об ответственности перед окружающей средой.
Какие упаковки товаров с экологическими значками вы нашли у себя дома? (Дети демонстрируют свои находки).
Вы убедились, что человек все чаще стал задумываться об ответственности за свою планету.
3. Игра “Послание человечеству”
(Работа в группах).
Но о нашей планете заботятся не только жители Земли. На нашу планету тайно прибыли инопланетяне с целью оказания помощи земной цивилизации в ее развитии. После изучения жизни на планете, они обратились к жителям Земли с посланием.
Вы должны в группах составить его текст. Подумайте, о чем вы в нем напишете. О каких опасностях следует предупредить землян, что рекомендовать. (Дети в группах составляют послание инопланетян землянам, после зачитывают и обсуждают).
4. Игра “Послание человечества”
Нашими учеными открыта планета, на которой живут разумные существа, резко отличающиеся от землян. Нам нужно составить информацию о человечестве, которая будет послана на автоматически управляемом космическом корабле.
Подумайте и нарисуйте в своих альбомах пять предметов, которые вы бы положили в космический корабль, идущий к этой планете. Они должны рассказать о нас, о жителях земли.
Какие же предметы могут дать информацию о нас инопланетянам?
А теперь попробуйте в группах составить послание на другую планету с целью рассказать о том, “Кто мы такие, люди Земли”? (Работа в группах).
Каждая группа получает право представлять все человечество разумным существам с другой планеты. Другие в это время становятся “инопланетянами” и могут задавать вопросы, если что-то непонятно.
5. Круговая беседа
Думаю, если бы инопланетяне выслушали ваши послания, они бы поняли, что представляют собой земляне. Писатель и психолог Д.Карнеги написал: “Наша жизнь такова, как мы о ней думаем”.
Ведь это же великое счастье – жить на Земле! Попробуйте продолжить фразу “Счастливый человек – …” (Высказывания детей).
Вы правы, человек, который уважает себя и других, который понимает и чувствует природу, который рад прийти на помощь – счастливый человек.
6. Заключительная беседа
Мне хочется думать, что знания, которые вы приобрели на наших занятиях помогли вам стать добрее, внимательнее к окружающим, а значит, и счастливее. Я тоже научилась у вас многому. Спасибо вам за занятия. Где бы вы ни были, помните, что каждый из вас носит гордое звание – человек!

Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов
Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте