Ежегодно в столице проводят фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо». В этом году ученики 1-6-х классов из ближних и дальних уголков нашей страны представляли свои творческие работы в гимназии №1409, а ученики 7-11-х классов – в Российском химико-технологическом университете имени Д.И.Менделеева. Тематика работ охватывала все предметные области, изучаемые в рамках основного образования.
Михаил Богуславский, председатель правления Благотворительного фонда наследия Менделеева, член-корреспондент Российской академии образования:На сцену гимназии №1409 один за другим поднимаются лауреаты и призеры финала Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо». Доходит очередь и до тех, кто занял первое место. С особым чувством вручаю медаль, диплом и памятный подарок семилетнему мальчику Феде, который победил со своим проектом в номинации, где были представлены еще 40 проектов. Пожимаю руку и понимаю, что передо мной стоит уже вполне сформировавшаяся личность с прочным нравственным стержнем и уверенностью в выбранном жизненном пути.Федя, как писали раньше в учебниках литературы, «типичный представитель» нового поколения россиян, уже с грудного возраста владеющих компьютером и всеми информационными технологиями, креативный и очень самостоятельный. Эти дети прекрасно понимают значение знаний, образования в целом, они постоянно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, спокойно перенося временные неудачи и сдержанно воспринимая победы.1000 участников Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» – это, конечно, не просто «типичные», но лучшие представители современных школьников, и поскольку многие из них, особенно маленькие, были с родителями и педагогами, они вместе олицетворяли собой столь значимое и долгожданное единство позитивных усилий государства, общества, школы и семьи, а главное, самой юной, формирующейся личности. Разумеется, для того чтобы у детей была возможность развиваться и проявлять себя, нужны благоприятные условия и соответствующая креативная среда. И такая атмосфера создается в пространстве фестиваля усилиями прежде всего организаторов, членов жюри, всех взрослых, причастных к этому большому и настоящему празднику детского творчества, за это им всем низкий поклон. И, разумеется, особая признательность гостеприимной хозяйке – директору гимназии №1409 Ирине Ильичевой, заслуженному учителю России, лауреату Премии Президента России в области наук и технологий в сфере образования, кандидату педагогических наук. Год за годом, возлагая на себя эту хлопотную и ответственную роль, Ирина Викторовна стремится не просто прекрасно провести фестиваль, но и вовлечь в его развивающее пространство в качестве помощников и участников многих педагогов и гимназистов. Безусловно, это очень мудрая и дальновидная позиция.Для чего же нужны такие фестивали? Все участники получают прекрасную возможность проявить себя, а главное, посмотреться во «множество зеркал», увидеть себя глазами других участников фестиваля, жюри, состоящего из настоящих ученых и лучших учителей.Оринта СОЛОВОВА, студентка филфака МПГУ:Я проходила педагогическую практику в гимназии №1409, участие в фестивале «Леонардо» дало мне очень много и как учителю, и как студенту, у меня появилось желание в дальнейшем заниматься проектно-исследовательской деятельностью со своими учениками. Все дети старались, творчески подходили к своей работе, к своим презентациям: мы услышали песенку собственного сочинения про музыкальную таблетку и замечательный инструмент игл, песню про Владикавказ, написанную мамой первоклашки, увидели чудесное превращение мальчика Станислава в Бабу-ягу, рассмотрели сделанные собственными руками песочные часы, получили руководство по поведению на переменах и во время урока, учились писать стихи и даже попробовали конфеты из олимпийского Сочи. Самое приятное, что все участники конкурса с огромным удовольствием слушали своих коллег, записывали интересные мысли для себя, задавали вопросы.Удивительным оказалось для меня то, что в этом фестивале принимают участие дети уже с 1-го класса. Конечно, их работы еще не столь научны, чувствуется помощь родителей и учителя, но само желание исследовать, познавать и делиться своими знаниями вызывает восхищение, такая форма работы со школьниками позволяет выявить интересы и склонности к той или иной деятельности с раннего возраста, маленькие исследователи действительно заинтересованы, они хотят развиваться, познавать, расти, на основе своих работ ученики проводят классные часы, кружки со своими сверстниками; развивают интерес к своей области исследования у одноклассников и других участников фестиваля.Юлия СТРИГОВА, мама участника фестиваля Максима Мальцева, город Лесной:Столица встретила нас приятной сухой весенней погодой, а теплый прием организаторов фестиваля заставил забыть об усталости с дороги. Получили проездные, талоны на питание, билеты в театр, учебные материалы, разместились и с головой окунулись в фестиваль. Первый день завершился ужином и великолепной экскурсией по вечерней Москве.Атмосфера фестиваля второго дня была настолько уютной и домашней, что возникло ощущение, будто мы в своей школе. Ростовые куклы, шары, выступление ансамбля и приветствие самого Леонардо да Винчи создали творческий настрой и хорошее настроение. Приятным подарком для ребят младшего возраста стало посещение театра кошек Ю.Куклачева. Когда настал долгожданный момент подведения итогов и закрытия фестиваля, никто не остался без грамот, медалей, дипломов или призов. Я испытала незабываемое чувство гордости при виде своего сына-первоклассника с золотой медалью и дипломом первой степени в руках.Дарья НЕРОНОВА, победитель фестиваля «Леонардо-2014»:«Леонардо» смог собрать немало талантливых и молодых ребят со всей страны в актовом зале РХТУ им. Д.И.Менделеева. Именно здесь проходит финал конкурса для старшей группы, в котором заявлено более пятисот работ, разбитых на 10 разных секций в зависимости от их предметной направленности. Мы приехали на конкурс группой из семи человек, каждый получил море приятных впечатлений. Наука – это драма идей, я в полной мере смогла в этом убедиться, попав в финал конкурса. Все представленные конкурсантами работы были безумно интересными и в основном имели практическую направленность. Посетив фестиваль, я могу с уверенностью сказать, что для «современных гениев» нет ничего невозможного в области науки, а если и есть вопросы, не входящие в спектр их исследований, то над этим они еще будут работать.Ирина ПОДРУГИНА, председатель оргкомитета фестиваля, доктор педагогических наук:С каждым годом расширяется география фестиваля, появляются новые контакты со школьными коллективами, испытывающими интерес к овладению технологиями организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. В концепции фестиваля «Леонардо» заложены несколько тем, определяющих развитие творческой личности в соответствии с требованиями к уровню современного образования. Это идея осознания ребенком гуманистической значимости создаваемого им продукта, творчества школьников по созданию проекта/исследования на основе принципа междисциплинарности, понимания юным исследователем поликультурности интеллектуального знания и действия. Фестиваль, как лакмусовая бумажка, дает возможность школьнику (а также его учителям и родителям) в ходе доброжелательного диалога с членами жюри, знакомства с работами других участников фестиваля выявить уровень своего владения знаниями, границы незнания, осознать пути усовершенствования. Замечательно, что есть учителя-энтузиасты, занимающиеся поддержкой юных исследователей в процессе создания ими проектно-исследовательской работы. По сути дела, эту деятельность учителя нужно рассматривать как наиважнейшую, в том числе и в процессе аттестации, ведь и проект, и исследование при всех содержательных и структурных различиях всегда шире границ урока.Вера ПАНКОВА, директор школы №34 Твери:Почему человек не может ходить по воде, а водомерка может? Почему, если крутить педали назад, сам велосипед назад не едет? Почему садовые фонарики загораются в темное время суток? Как пузырьки газа попадают в бутылочку? Как с помощью лимона и соды можно надуть воздушный шарик? На эти и другие вопросы пытались дать ответ юные исследователи. Мне посчастливилось участвовать в работе физической секции фестиваля. Предметом исследования юных талантов стали самолеты и танки, радуга и ветер, человек и космос, архитектура и роботы, поверхностное натяжение и оптические явления, воздухоплавание и мосты, детектор дыма и таймер для морских судов, робот-манипулятор и пожарный насос, виброход и макет русской бани.Никита Ким и Артем Лопатинский с огромным интересом рассказывали о самолетах, с доскональной точностью называли годы изобретения и производства летательных машин, они привезли модели, изготовленные своими руками. Первоклассник Владимир Тараканов в своем исследовании сравнил возможности колес машин и гусениц танка, для этого он придумал и провел интересные эксперименты – движение в горку, движение по мягкой почве, движение по воде. Дмитрий Жерновников задумался над проблемой усовершенствования инвалидных колясок, так как его сестра болеет и он решил сделать более безопасными ее прогулки. Георгий Никитин сконструировал виброход, задача которого – поиск потерянных металлических вещей. Первое место в физической секции единодушно было присуждено Никите Петунину за разработку и конструирование таймера для морских судов и Егору Гагарину за исследование по теме «Мосты».Несколько работ были посвящены здоровому образу жизни, изучению отношения молодежи к вредным привычкам, влиянию курения на живые организмы, возможностям человеческого организма, в том числе памяти. Анастасия Бархатова из Твери проделала большую исследовательскую работу по изучению состояния водного бассейна того района, в котором она живет. Ребята решали проблемы выведения тяжелых металлов из организма человека, снижения влияния электромагнитного излучения на живые организмы, возникновения варикоза, нехватки донорской крови. Алексей Дорошкевич из Бурятии для выполнения своей работы побывал в геологической экспедиции, изучал состав и строение вулканических пород, Максим Тумашов из Иркутска предложил использовать лазерный луч для увеличения всхожести и роста растений, его родители приобрели лазерную установку для лечения, а он нашел прибору свое применение.
Комментарии