Мы заслужили тех деятелей, которые у власти, и те законы, которые действуют. С этим утверждением спорить сложно, но нужно. В Чите по инициативе Забайкальского крайкома профсоюза и комиссии по образованию Общественной палаты Забайкальского края прошел «круглый стол», посвященный законопроекту «Об образовании в РФ». В обсуждении приняли участие представители краевого Министерства образования, Общественной палаты, вузов, политических партий и директора школ.
Законопроект неоднозначный, сложный для восприятия, но необходимый. С этим согласились все участники «круглого стола». Но принимать документ в том виде, в каком он сейчас, нельзя. Как сказала модератор мероприятия Нина Окунева, председатель крайкома профсоюза и комиссии по образованию Общественной палаты края, главное сегодня – привлечь внимание к законопроекту и пропустить его сквозь сито общественного мнения, иначе на свет появится еще один нормативный полуфабрикат.Пока еще действующий закон «Об образовании», несмотря на некоторую декларативность, оказался более социально направленным, чем его преемник. К примеру, положение о том, что заработная плата учителя должна быть выше, чем средняя в промышленности, так и не заработало. В законопроекте же нормы о зарплате нет вообще. Понятно, что если данная норма оказалась нежизнеспособной, то нет смысла дословно ее повторять. Однако ее полное отсутствие наводит на грустные размышления.Участники «круглого стола» пришли к выводу, что в закон необходимо ввести отдельную главу, посвященную статусу учителя. Это хоть отчасти помогло бы повысить престиж профессии. В струю, как говорится, будет тогда и положение о педагогической интернатуре, предложения о которой все чаще звучат в последнее время. Логично тогда и законодательно закрепить уровень заработной платы педагогов. Такая норма помогла бы навести порядок с новой системой оплаты труда, которая в каждом регионе своя. Ситуация складывается таким образом, что в разных субъектах РФ педагоги одной квалификации и с одинаковой нагрузкой получают разную зарплату, поскольку зависят от финансовых возможностей конкретного образовательного учреждения и региона. Может ли быть такое неравенство справедливым? Почему бы тогда не ввести зависимость зарплаты чиновников от финансового благополучия субъекта, в котором они работают?Плюсы и минусыХорошо то, что в данном проекте даны определения многим терминам, говорит Георгий Зимирев, ректор Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования. По его мнению, это позволит исключить многозначную трактовку таких понятий как «образовательный процесс» или «качество образования». Подкупает и то, что в нем отражены те экономические и новационные процессы в образовании, которые идут с 2000 года. Значит он актуален. Документ более четко разграничивает полномочия в сфере образования, и это тоже плюс.А вот минусов участники «круглого стола» насчитали больше. К отрицательным сторонам проекта был отнесен и его объем – 20 глав и 170 статей. Для закона много, а для Образовательного кодекса, идею о котором пытались реализовать законодатели, недостаточно. Трудночитаем, забюрократизирован, ограничивает творческую самостоятельность – это лишь некоторые нюансы, не прошедшие мимо собеседников.Самым негативным моментом было названо стремление законодателей спустить часть федеральных полномочий на уровень регионов и муниципалитетов. Притом что большинство территорий в России – дотационные, несложно догадаться, как будут исполняться такие обязательства. К примеру, какой субъект сможет полностью обеспечить выплату тех же компенсаций на книгоиздательскую продукцию?- Нужен баланс между ответственностью и правами субъектов образования, – считает Нэлла Поликарпова, заместитель председателя крайкома профсоюза. – Нельзя допускать того, чтобы одно превалировало над другим. В законе не должно быть недомолвок и недосказанности.- Этот законопроект сегодня закрепляет самые худшие стороны организации образования – единый государственный экзамен, бакалавриат, – утверждает Михаил Константинов, доктор исторических наук, профессор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского. – ЕГЭ из системы контроля обучения превращается в систему обучения. Он исключает вопросы воспитания школьников. Такой же разрушительной силой для системы высшего образования обладает бакалавриат. Закон говорит, что это высшее образование, но, с другой стороны, после бакалавриата нельзя поступать в аспирантуру, что противоречит системе высшего образования. Еще один момент: в законе указывается, что общее образование является обязательным. Но какое общее образование является обязательным, если у нас есть три его ступени: начальное, основное и среднее полное? По логике законопроекта получается, что если ребенок окончил начальную школу, то он уже получил общее образование. Многие страны, такие как Япония, Германия, сейчас переходят к обязательному высшему образованию. В нашей стране были бы как раз неплохие условия для этого. Ведь высшее образование способствует становлению личности. А у нас все вузы пытаются сократить и объединить. Теперь под большой угрозой уже само педагогическое образование.С мнением Михаила Васильевича участники «круглого стола» согласились. А Георгий Зимирев вспомнил высказывание японского премьер-министра, который еще в 1979 году сказал, мол, пока в СССР выпускают полуграмотных пэтэушников, мы будем готовить рабочий класс с высшим образованием. Так обсуждение законопроекта коснулось проблем отрасли в целом. А иначе и быть не могло, слишком много накопилось болевых точек в сфере образования.Итоги «круглого стола» подвела Бальжит Дамбаева, заместитель министра образования края. Поблагодарив участников за интерес и неравнодушие к заданной теме, она заверила, что все предложения и замечания, высказанные в ходе обсуждения, будут переданы в Министерство образования и науки РФ.«Круглый стол», продолжавшийся полтора часа, затронул только часть проблем, которые несет с собой новый законопроект. Ведь разобрать столь внушительный документ за такое время по «косточкам» просто невозможно. Только стало понятно, что первое обсуждение в крае не должно стать последним….Государство явно стремится снять с себя обязательства по реализации конституционных гарантий, и рано или поздно у него это может получиться. Если педагогическое сообщество согласится играть в поддавки…Забайкальский край
Комментарии