В начальной школе Каслвей, где обучаются дети от 4 до 11 лет, организуется в разных формах знакомство детей с культурами разных народов на межпредметной основе, при этом неязыковые предметы также преподаются интеркультурно.
Виктория ОПЕНКОНарва,Эстония
Окончив Таллинский университет по специальности «учитель немецкого языка в гимназии и английского языка в основной школе», я решила поехать работать в Великобританию. С одной стороны, было интересно попробовать применить свои знания на практике. С другой стороны, хотелось посмотреть на западные методы преподавания, которым нас обучали в течение пяти лет. Программа для молодых учителей, Comenius Foreign Language Teaching Assistant, предполагающая преподавание иностранного языка сроком восемь месяцев в одной из стран Евросоюза, оказалась лучшим вариантом. В начальной школе Каслвей, Castleway Primary School, я преподавала немецкий язык на базе английского языка всем детям школы в период с октября по июнь.
В начальной школе Каслвей согласно отчету инспекции по контролю знаний из 202 учащихся в возрасте от 4 до 11 лет 99% белых детей, из 13 педагогов и их помощников 12 – британского происхождения, один – ирландского. За исключением директора и завуча школы, который также еще и классный руководитель третьего класса, педагогический коллектив представлен женщинами от 29 до 60 лет.
До моего приезда никогда ранее здесь не преподавали иностранные языки, поэтому в школьной библиотеке не было ни учебников, ни методической литературы, а только отдельные книги для детей, изучающих французский язык.
Обучение иностранным языкам согласно государственной программе начинается в Великобритании в основной школе, где учащиеся выбирают из предложенного списка два иностранных языка. Большой популярностью пользуются французский, испанский, немецкий и русский языки. Многие учителя делят уроки иностранного языка на две части – грамматику и практику. Грамматику и связанные с ней упражнения преподает англичанин, а практические занятия ведет носитель языка. На мой взгляд, это очень удачное решение. Молодые преподаватели для своих уроков часто используют ресурсы Интернета и массмедиа, рассуждают с учащимися об актуальных темах дня, затрагивая вопросы политики, культуры и образования страны изучаемого языка. Учителя, преподающие грамматику, предпочитают использовать учебники местных издательств. Домашние задания в школах Великобритании обычно не задаются, поэтому как учебники, так и рабочие тетради остаются в классе у учителя-предметника. На школьные каникулы часто устраиваются поездки в страны изучаемого языка, что повышает самооценку и мотивирует к дальнейшему обучению. Большинство школ участвуют сразу в нескольких европейских проектах, и многие учащиеся активно используют возможность языковой практики, принимая гостей и делая ответные визиты.
В начальной школе Каслвей я преподавала немецкий язык в группах от шести до восьми человек один раз в неделю по двадцать минут. Для детей в возрасте от четырех до семи лет был разработан вводный устный курс, базирующийся на пальчиковых играх, песнях, танцах и простых четверостишиях. Занятия проходили по одной и той же схеме. Сначала мы здоровались и пели короткую приветственную детскую песенку, затем общались с мягкой игрушкой – немецким медвежонком по имени Фред, отвечая на его вопросы. Каждую неделю Фред рассказывал новую историю, которая приключилась с ним или с его семьей в Германии и которая имеет отношение к новой теме. Далее мы изучали новый материал, обычно это были пять самых распространенных слов на какую-нибудь тему, например: «Семья», «Животные», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Фрукты и овощи», «Цвета». В конце урока мы закрепляли изученный материал играми или танцами. На уроках часто использовались интерактивная доска и интернет-ресурсы.
Как и требуется по государственной программе обучения, педагогический коллектив активно использует межпредметные связи. На определенный период времени, обычно это две-три недели, для какого-то конкретного класса выбирается одна тема, которую по-своему раскрывает каждый учитель-предметник. Например, в феврале первый класс готовился к карнавалу «Марди Гра» (вторник после масленичной недели, последний день карнавала, за которым начинается пост; преимущественно французский католический праздник). На уроках искусства дети рисовали традиционные костюмы, на уроках труда мастерили маски, на занятиях родным языком писали приглашения и читали о традициях праздника, на уроках математики считали количество людей, принимающих участие в карнавале. В школу также был приглашен учитель, который обучал детей основным движениям народного танца. На уроках музыки ученики разучили традиционные песни и несколько фраз на французском. В конце четверти все классы были приглашены на праздник «Марди Гра» и к праздничному столу.
В начальной школе Каслвей неязыковые предметы также преподаются интеркультурно. Мой приезд также на этом отразился: особое внимание уделялось Эстонии и Германии. Например, уроки физкультуры в бассейне в третьем и четвертом классах преподавались на немецком языке. На уроках музыки с первым и вторым классами мы разучивали немецкие песни. На уроке искусства в пятом классе мы рисовали немецкие национальные костюмы и изучали федеральные земли к открытию чемпионата Европы по футболу. Кроме того, на переменах мы играли в немецкие, эстонские и русские игры.
Декабрь был посвящен Эстонии. В четвертом классе на литературе мы читали эстонские сказки и ставили спектакль для всей школы. В пятом классе мы изучали животных и птиц, обитающих в Эстонии, и делали коллаж. В четвертом классе мы готовили эстонские печенья и угощали победителей викторины об Эстонии. В декабре мы открыли клуб любителей Эстонии, куда во время большого обеденного перерыва приходили самые заинтересованные учащиеся школы от четырех до одиннадцати лет.
Рождественское служение также было посвящено Эстонии. Все учащиеся школы разучили детскую песню Pakapikk, pakapikk kull sa oled imelik и с удовольствием рассказывали родителям о гномике, который приносил им сладости каждое утро.
В школе в течение года проводится несколько тематических недель. В соответствии с выбранной темой украшаются классы, коридоры, столовая и учительская. Кроме того, назначается несколько сквозных тем, которые обсуждают учащиеся всей школы. Например, «Иностранные учащиеся в Великобритании». Ученики рассуждают о расовых предрассудках, смотрят фильмы о детях из других стран, ищут преимущества интеркультурного общения. По окончании сквозной темы в актовом зале проводится форум, итоги которого публикуются в школьной газете. Педагогический коллектив и учащиеся принимают активное участие в процессе оформления классов, коридоров и других помещений.
В Великобритании из-за глобального господства английского языка начинает складываться неприятие и отвержение других языков, то есть с детства внушается мысль, что все люди в мире должны говорить по-английски. В связи с этим, несмотря на то что в Англии проживает большое количество иностранцев, в школах по-прежнему небольшой выбор иностранных языков. На мой взгляд, иностранные языки должны преподаваться с младших классов во всех учебных заведениях страны. Изучение языков и культур других стран будет способствовать расширению кругозора учащихся и, что еще более важно, формированию толерантности к иным языкам и людям другой национальности.
Комментарии