search
main
0

Мы должны беспокоиться о тех, кто нам доверяет

​Председатель МГО Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова дала интервью Московскому образовательному интернет-каналу. В эфире запись прозвучала в сокращении, но мы решили, что нашим читателям будет интересно узнать, о чем же шла речь в целом.

– Многие люди сегодня воспринимают профсоюз либо как какую-то функцию государства, либо, к сожалению, как что-то заформализованное. Так что такое современный профсоюз? – Скажу больше, сегодня есть люди, которые задают вопрос: «А что, профсоюзы еще существуют?» В действительности же профсоюз живет, действует и развивается во многих направлениях. Общероссийский профсоюз образования – самый крупный профессиональный союз России, объединяющий около четырех с половиной миллионов человек, научных и педагогических работников, студентов. Что такое современный профсоюз? Это очень сложный вопрос. Дело в том, что работник, член любой организации должен так или иначе идентифицировать себя как часть этой организации. К сожалению, очень часто члены общественных организаций считают, что если они в нее вступили, заплатили членский взнос, их деятельность на этом заканчивается. Именно эта позиция во многом мешает современному профсоюзу. Наша московская организация – самая крупная в рамках Общероссийского профсоюза, она объединила более трехсот тысяч человек. Это уже говорит о том, что наш профсоюз действительно мощная организация, превосходящая по своим численным показателям и политические партии, и другие общественные объединения. Столь многочисленный состав членов нашей организации позволяет нам продвигать свои позиции и требования. Профсоюзы действуют на протяжении уже нескольких веков и появились в тот момент, когда труд человека стал товаром, коллективным, организованным, у работников появились определенные требования, самым главным из которых стал вопрос цены труда. До тех пор пока существует труд как товар, профсоюзы должны выполнять свои функции. Конечно, в течение времени профсоюзы работали в разных условиях, которые, с одной стороны, диктовали условия труда, с другой стороны – государственное устройство. Утверждение, что профсоюз – часть государственного механизма, отчасти верно, когда речь идет о профсоюзном движении в эпоху социализма. В эту эпоху многие государственные функции начиная с 20-х годов были переданы профсоюзу. Я не вижу ничего плохого в том, что профсоюзы частично выполняют функцию государства, это во многих странах существует до сих пор, до недавнего времени было и в России, когда, например, управление фондом социального страхования находилось в руках профсоюзов. В экономике есть такое понятие, как «четвертый сектор», это понятие касается определенной группы предприятий, которые имеют социальную направленность. Сюда относятся и профсоюзы. Это говорит о том, что деятельность профсоюзов социально направлена, связана с социальной защитой своих членов. При этом профсоюз работает, конечно, в условиях рынка и конкуренции, поэтому должен развивать сервисные услуги, мы это делаем. С другой стороны, он должен конкурировать с другими профессиональными общественными организациями, но у многих подобных организаций нет законодательных прав, позволяющих им решать вопросы, связанные с защитой прав их членов, а у нас они есть. Современный профсоюз отличается от профсоюза прошлого еще и тем, что его членам приходится работать в более сложных и напряженных условиях. Это приводит к тому, что члены профсоюза менее склонны отстаивать свои права. Вспомним 90-е годы, когда московские учителя вышли на улицы, когда работники дошкольных учреждений были готовы к забастовке, когда у нас переворачивали троллейбусы в центре города, – это был один период. Сейчас выйти на улицу, чтобы отстаивать свои права, дело непростое. Но, с другой стороны, мы находим иные механизмы, позволяющие нам решать проблемы отдельных коллективов, отрасли, это в первую очередь механизм социального партнерства.- Как же и какие конкретно функции реализует современный профсоюз?- Главная функция современного профсоюза – защита интересов работников. Когда мы говорим об интересах, имеем в виду и интересы в области труда. Что это значит? Это значит, что речь идет о заработной плате, условиях труда, аттестации рабочих мест, создании психологически комфортного климата в учреждении. К сожалению, те права, которые имеет сегодня профсоюз, не полностью используют, так как уровень социального партнерства не всегда достаточен, председателю первичной профсоюзной организации бывает очень трудно реализовать свои права. Мы говорим о праве проводить консультации со своим работодателем: работодатель не может просто взять и отказаться от рассмотрения того или иного трудового вопроса. Это право на получение информации, касающейся социально-экономических интересов работника. Это обязательное участие в информационной деятельности учреждения. Еще у профсоюза есть право учета его мнения при принятии учреждением локальных нормативно-правовых актов, касающихся заработной платы, критериев оценки деятельности педагога, учебного расписания, графиков работы и отпуска. Этими правами профсоюзные организации пользуются недостаточно. Может быть, потому что прошло еще не так много времени после перехода от социалистической к современной модели экономических отношений, и люди еще недостаточно научились этому, а может быть, потому что некоторые представители профсоюзной организации считают, что и так все хорошо. Но первичная профсоюзная организация только тогда будет иметь авторитет, когда она скажет свое слово. Главное, конечно, согласование интересов работника и работодателя.- С чем чаще всего обращаются люди в вашу профсоюзную организацию?- Чаще всего к нам поступают обращения по поводу учебной нагрузки. Особенно это актуально сейчас. Людей не оповещают о том, как будет меняться их нагрузка, о том, что у них может поменяться распределение по классам. Это сегодня самые популярные обращения. Второе по популярности обращение касается процесса реорганизации, оптимизации штатного расписания (сокращения штата работников). Хотя за последние пять лет не так много педагогических работников были уволены, эти проблемы актуальны. Сокращение уже конечный результат, которому сопутствуют определенные процедуры, при их проведении все работники образовательной организации находятся в состоянии сильного стресса. Чаще всего они не знают заблаговременно, кто будет сокращен. Найти уволенному педагогу работу, соответствующую по уровню предшествующей, в Москве сейчас будет очень трудно. При реорганизации должны быть соблюдены все формальные аспекты, предписанные законом. Работника должны заблаговременно проинформировать о решении, принятом администрацией, должна быть проведена консультация с участием профсоюзной организации. К нам часто поступают коллективные обращения. Вчера, например, пришло письмо от коллектива одного из московских образовательных комплексов, под которым подписались 27 человек. В обращении содержатся восемь пунктов, перечисляющих нарушения работодателем прав работников в этой организации. Среди них, например, следующие: у большинства сотрудников отсутствуют трудовые договоры; перед отпуском работников не ознакомили с условиями труда в будущем году; педагогам уменьшили заработную плату, не проинформировав их об этом перед началом учебного года; представители одного из структурных подразделений не входят в управляющие органы ОО; некоторым педагогам не было предоставлено право прохождения медосмотра за счет организации. По этому обращению наши специалисты уже ведут проверку, так как все отмеченные пункты – серьезные нарушения законодательства. Думаю, что в этом конкретном случае мы будем требовать увольнения руководителя. Многие коллективные обращения касаются перечисления работодателем денежных средств в Пенсионный фонд: некоторые руководители этих перечислений не делают. Недавно в одном из таких случаев нам пришлось отстаивать права работника в суде, где мы и добились возмещения причиненного ущерба от администрации образовательного учреждения. Это серьезные жизненные вопросы, и нам приходится одновременно решать много сложных задач. Это и есть основная функция профсоюза. – Профсоюзные организации и те люди, которые в них входят, стоят на защите прав человека. Это отчасти ставит профсоюз на позицию противоборства. Насколько вам комфортно работать в таких условиях? – В вопросе уже есть некоторое противоречие. Комфортно – значит спокойно, удобно, но в нашем случае это не очень подходящее слово, потому что профсоюзу не должно быть спокойно и удобно, ему должно быть беспокойно. Он должен беспокоиться о тех, кто ему доверяет. Во-вторых, помимо противоборства есть другие механизмы работы. Работник и работодатель всегда могут прийти к решению, которое удовлетворит обе стороны. Это достигается путем совместного регулирования всех протекающих процессов в организации. Конечно, нам некомфортно, но мы должны всегда мыслить позитивно. Конфликт – явление временное, в целом же можно достичь такого равновесия, при котором этих явлений будет все меньше и меньше. В этом суть социального партнерства.- У МГО профсоюза и Департамента образования Москвы во многом общие цели. Как складывается сотрудничество этих двух организаций? – У нас действительно общие цели. Нам важно, чтобы из наших образовательных учреждений выходили молодые люди, которые впоследствии успешно социализируются и найдут себе место в нашем очень трудном и быстро меняющемся мире. Естественно, это зависит не только от заботы родителей, но и от большой и сложной работы учителей, педагогов, в этом смысле наши интересы сходятся. Но если интересы департамента – это удовлетворение потребностей москвичей в качественном образовании, то интерес профсоюза – удовлетворение потребности педагогов в защищенности, возможность получить успешного учителя. Если он не будет напряжен, перегружен, не будет выгорать психологически, тогда он будет успешным. И для этого необходимо создать соответствующие условия. Касательно этого аспекта у нас иногда возникают с департаментом противоречия. Они не имеют критического характера, но нам приходится говорить о необходимости удовлетворять не только потребности ученика, но и учителя. Школа без учителя – пустой дом. Я долго работаю в профсоюзе и понимаю, как сложно реализовывать реформы. У департамента всегда есть выбор: либо игнорировать профсоюз как социального партнера, либо решать проблемы сообща, даже если наша точка зрения будет указывать ему на какие-то ошибки. Департамент пошел по второму пути. За последние пять лет мы уже два раза перезаключали соглашение о нашем сотрудничестве, могу сказать, что взаимодействие МГО профсоюза и департамента находится на хорошем уровне.- Ваши планы на ближайшее будущее?- Все планы на обозримое будущее связаны с сохранением нашей организации. В современных условиях это достаточно трудная задача. Главное, чтобы люди понимали, зачем они пришли в профсоюз, что он им может дать, что они могут дать профсоюзу и как мы вместе можем решать возникающие задачи. Надо помочь первичным профсоюзным организациям развиваться, необходимо повысить их активность. Мы будем составлять рейтинг первичек, формулировать критерии их оценки. В наших планах продолжать усиленно отслеживать процессы, происходящие в трудовом законодательстве, в той части, которая напрямую касается труда педагогов. Мы опасаемся тенденции уменьшения заработной платы работников образовательной отрасли и будем работать, чтобы не допустить этого. Помимо всего перечисленного мы запускаем программу по ликвидации правовой безграмотности как председателей профсоюзных организаций, так и педагогов. Это серьезная задача, которую мы уже начали реализовывать. Планов много, будем стараться их воплотить в жизнь. Главное, это мотивация наших членов вместе делать наше общее будущее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте