Хорошо известно, что более 70% информации можно получить благодаря зрению. Но не секрет, что сегодня у многих детей зрение ухудшается быстрыми темпами – они смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не умеют правильно держать книгу. Поэтому очень важно развивать и сохранять детское зрение. Это можно делать весьма успешно, используя чудо-прибор «Амблиокор-01», что и делают педагоги детского сада №1020.
В нашем детском саду 7 групп, их посещают 90 детей. Все группы специализируются на работе с детьми, имеющими различные формы нарушения зрения (косоглазие – 50% , амблиопия – 70%, миопия – 3-5%, нистагм – 3%, астигматизм – 50%, другие патологии – 10%). В 2007-2008 учебном году 8% детей были инвалидами детства. Во всех группах созданы необходимые условия для осуществления комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, коррекционно-воспитательной работы и для лечения зрения у детей дошкольного возраста. Медицинский блок оборудован необходимыми аппаратами для лечения и диагностики зрительных нарушений, но особую роль в восстановлении остроты зрения у дошкольников при всех формах аметропии, близорукости и астигматизма, при лечении всех форм амблиопии и косоглазия, а также нистагма играет применение прибора «Амблиокор-01», который в 2007 году специально для нашего детского сада приобрело Северное окружное управление образования.
Эффективность прибора «Амблиокор-01» подтверждена в результате многолетних клинических исследований в МНТК «Микрохирургия глаза», на кафедре офтальмологии Педиатрической академии (Санкт-Петербург), в школах оптометрии Университета Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия). В отечественной и мировой практике этот прибор и реализуемая с его помощью технология ВКА (видео-компьютерного аутотренинга) не имеет аналогов. Применение прибора производится также и для реабилитации при органической патологии (глаукома, дистрофия сетчатки, атрофия зрительного нерва).
Прибор «Амблиокор-01» в нашем детском саду применяется в комплексе с лазерстимуляцией сетчатки на аппарате «Спекл» и в сочетании с различными упражнениями компьютерной программы «EYE». Перед любым аппаратным лечением дети проходят обследование у невролога, который дает заключение о возможности аппаратного лечения. С помощью «Амблиокора-01» лечение ведется курсами 2-3 раза в год с перерывом на 1-2 месяца. Врач-офтальмолог после тщательной диагностики каждого ребенка определяет график работы на приборе. Медсестра-ортоптистка проводит курс лечения, состоящий из 15-20 сеансов. Время сеанса подбирается врачом-офтальмологом для каждого ребенка индивидуально начиная с 4 лет исходя из подобранного комплекса лечения зрительной патологии дошкольника.
Эффективность комплексного лечения с применением прибора «Амблиокор-01» такова: улучшение зрения с коррекцией – 90%, миопии разной степени – 50%, астигматизма – 80%, амблиопии – 90%
Каждый сеанс подбирается врачом-офтальмологом с учетом степени нарушенного зрения и индивидуальных особенностей ребенка-пациента. В программу вводятся данные о каждом ребенке-пациенте. При необходимости в программу можно записать дополнительную информацию. Режим работы компьютера прибора «Амблиокор-01» устанавливается для правого и левого глаза или для двух глаз одновременно. Важно, что режим работы может быть изменен либо до старта, либо во время паузы в любой момент работы программы лечения. При этом в начале следующего сеанса восстанавливаются все настройки, назначения каждого режима и способы работы с ребенком-пациентом в зависимости от диагноза.
Прибор «Амблиокор-01» имеет большую базу фильмов, мультфильмов, которые дети-пациенты должны смотреть. Выбор фильма – одна из важных составляющих получения высокой эффективности лечения. Прибор позволяет осуществлять два способа просмотра фильмов. Первый заключается в просмотре видеокассет или DVD-дисков на экране телевизора. Второй – в просмотре фильмов, записанных на жесткий диск компьютера. Главное условие – чтобы фильм был интересен ребенку. От этого во многом зависит эффективность метода.
Дошкольники достаточно хорошо переносят установку электродов на голове, это не мешает им получать удовольствие от просмотра фильма. Сеанс проводится при закрытии одного из глаз ребенка в процессе просмотра любимого мультфильма, более «ленивый» глаз при этом начинает «трудиться», не причиняя ребенку-пациенту беспокойства. Педагог-психолог разработала терапевтические сюжетно-ролевые сказки для детей-пациентов – «Как котенок Васька учился слушать взрослых, быть внимательным» (для детей 4-5 лет), «Как котенок Васька учился лечить глаза» (для детей 5-7 лет). Эти сказки формируют мотивационную готовность детей к лечению с помощью прибора. Учителя-дефектологи проводят комплексную пропедевтическую коррекционно-направленную работу с детьми, позволяющую подготовить к работе на аппаратах, в том числе с прибором «Амблиокор-01», с помощью игровых упражнений они развивают у детей умение ориентироваться и показывать направления не только жестами, но словами-ориентирами, умению ориентироваться в пространстве, в предметах, в изображении колец помогают игры, где используется тактильное исследование колец для определения разрыва. Кроме того, учителя-дефектологи проводят работу по обучению чтению простейших схем, где закрепляется положение верх, низ, право, лево. После проведенной пропедевтической работы ребенок при тестировании остроты зрения более уверенно определяет направление увиденного на кольце разрыва, а также способен показать жестами направление разрыва.
При подготовке детей к работе на приборе «Амблиокор-01» учитель-логопед учит детей при помощи речи выражать свои чувства, желания, ощущения. Игры-тренинги «Мне не интересно», «Я плохо вижу», «Мне не удобно» и многие другие позволяют детям научиться рассказывать взрослым о возникновении каких-либо неудобств, проблем. И если ребенку предлагаемый на лечебном сеансе фильм становится неинтересным, то он уже сможет выразить свои чувства на вербальном уровне.
Таким образом, взаимосвязь в работе врача-офтальмолога и педагогов ДОУ позволяет повысить эффективность лечения на аппаратах, в том числе и на приборе «Амблиокор-01». Такая модель взаимосвязи работы медицинского и педагогического блоков в детском саду позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения детей дошкольного возраста, помогает в коррекции вторичных отклонений развития.
Вариантность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, лечебно- профилактические мероприятия, проводимые для лечения зрения на раннем этапе в сочетании с комплексностью общего оздоровления организма создают единую и стройную модель социальной адаптации и реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения. При правильной ранней диагностике возникновение некоторых проблем зрения может быть предотвращено.
Светлана ЧВАТОВА, заслуженный учитель, отличник просвещения, заведующая детским садом компенсирующего вида №1020; Анастасия СИДОРЕНКО, врач-офтальмолог детской поликлиники №68; Ирина СЁМИНА, почетный работник общего образования, учитель-дефектолог детского сада №1020
Комментарии