Роса состоит из росинок, Из капелек пара – туман, Песок – из мельчайших песчинок, Россия – из россиян.
У радуги нет половинок, И если волна, то волна.
И нету полуросинок, Вот так и Россия – одна.
Эдуард Асадов
Единство важно для нас, россиян, потому что только благодаря единству народа наша страна стала многонациональной, дружной, сплоченной. Безусловно, единству на протяжении многих веков способствует дружба между народами, живущими в России. Поэтому неудивительно, что в череде важных государственных праздников особое место отводится Дню народного единства!
Провести интересные тематические мероприятия можно с помощью школьного музея. Использование различных приемов музейной педагогики способствует формированию у обучающихся гуманистических взглядов. Так исторически сложилось, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов, поэтому в российских школах учится много детей разных национальностей. Наша школа не стала исключением. В ней учатся русские, украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, таджики, киргизы…
Воспитанию в подрастающем поколении уважения к культуре товарищей способствует музейная педагогика. Школьный музей – уникальный посредник между прошлым, настоящим и будущим, он сближает народы, является проводником культуры и опыта человечества. Музейная педагогика, ориентированная на преемственность жизненного и художественного опыта, создает благоприятные условия для гармоничного, всестороннего развития учащихся, их интеллектуального и духовного роста, для знакомства с народными традициями и обычаям, формирования гражданской позиции и патриотизма. Чем разнообразнее экспозиции школьного музея, тем больше узнают дети о жизни окружающих их народов.
В школе №2010 есть музей, посвященный уникальному уголку нашей любимой родины, богатейшему и красивейшему краю, житнице всей России – Кубани. С 2007 года ведет свою работу краеведческий музей Краснодарского края. Экспозиции музея – это общешкольный проект. Дети изучают историю края и готовят презентации достопримечательностей городов. Огромную помощь в сборе материалов для музея оказывают жители района Люблино. Школьный музей объединил творческими узами детей, их родителей, учителей и неравнодушных жителей нашего района.
С первых дней создания музея школа сотрудничает с региональной общественной организацией «Кубанское землячество». Большую помощь организация оказала в сборе материалов для экспозиции музея. Совместные мероприятия музея с кубанским землячеством расширяют возможности в укреплении дружбы и сотрудничества с Краснодарским краем, позволяют обучающимся знакомиться с национальной культурой края, историей казачества в России. Обучающиеся, члены совета музея, проводят занимательные экскурсии для своих товарищей, бережно храня уникальные экспонаты и удивительную историю доброго края.
У обучающихся кадетских классов – отличников кадетского образования стало уже давней традицией участвовать в Вахте памяти у деревни Федюково под Волоколамском. Кадеты стоят в почетном карауле у поклонного креста и поименно вспоминают всех погибших 19 ноября 1941 года. На эту вахту приезжают ребята из кадетских классов города Армавира, обмен сувенирами и общая фотография у поклонного креста делает эту встречу незабываемой. В нашем районе стало традицией проводить праздник улиц Краснодарского края. На праздник в сквер Люблино собираются жители окрестных улиц, названных в честь городов Кубани. Никого не оставляют равнодушным национальные песни и танцы народов многонационального края. Обучающиеся школы – активные участники этих мероприятий.
В школе функционируют казачьи кадетские классы, участвующие в мероприятиях Всероссийского казачьего общества, а также Кластера непрерывного казачьего образования. Часто школа проводит творческие встречи в рамках известного на Кубани Международного фестиваля искусств «Степная лира». Школьные музейные мероприятия с большим удовольствием посещают председатель и заместитель председателя правления межрегиональной общественной организации «Кубанское землячество» Ю.Ф.Азаров и Г.П.Барышников, члены землячества – Ирина Ковалева, поэт, литературный переводчик, президент фестиваля «Степная лира», Антонина Белова, поэт, кандидат филологических наук, доцент, а также известный русский поэт, писатель, публицист и литературный переводчик Иван Белокрылов.
Стало уже традицией для актива музея и сотрудников школы ежегодно посещать концерты Кубанского казачьего хора в Государственном Кремлевском дворце. В репертуар казачьего хора входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов в обработке Виктора Захарченко – художественного руководителя коллектива. Любовь к казачеству и самобытной культуре прививается обучающимся с раннего детства и не забывается взрослыми участниками образовательных отношений: созданы ансамбль дошкольников «Казачата» и ансамбль «Россияночка», членами которого являются педагоги и родители школы.
Особое место в нашем музейном комплексе отведено татарской культуре. С большим интересом ребята участвуют в музейных посиделках, где узнают о православной и татарской культурах, о народных традициях и обычаях людей, живших много лет назад на земле Московии. В прошлом году обучающиеся – участники межведомственного проекта «Московский экскурсовод» на основе материалов экспозиции школьного музея «Татарская изба» подготовили и успешно защитили проект «От прошлого к будущему».
Музейные экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, на базе военно-исторических школьных музеев «Через века, через года, помним!» и «Великая Отечественная война в памяти поколений» ни одного ребенка независимо от национальности не оставляют равнодушным. Обучающиеся делятся со сверстниками семейными историями о своих родственниках, победивших фашизм. В течение двух месяцев в школе на базе музеев проходит защита проектов «ВОВ в истории моей семьи». Проекты детей оформляются в Книги памяти и являются экспозициями музеев.
В рамках празднования Дня народного единства в музеях проходят тематические уроки, которые начинаются со слов: «Россия – наш общий дом». Любить и уважать свою Родину должен каждый! Жить в мире и согласии возможно! Воспитывать в подрастающем поколении толерантность и уважение помогает музейная педагогика, наглядно демонстрируя уникальную самобытность и культуру разных народов.
Любовь ПОЛИКАШИНА, педагог-организатор школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова
Комментарии