Во все времена школа представляла собой институт, где пересекаются интересы настоящего и будущего. Сегодня все понимают, что школа и местное сообщество должны активно взаимодействовать, добиваясь реальных изменений в окружающей жизни, в том числе и социальных. Школа не может быть замкнутым пространством, и невозможно добиваться положительных сдвигов в образовании, не взаимодействуя с внешней средой. Ведь во многом наши ученики формируются в том социуме, где они живут, проводят свободное время. Сегодня важно понимать, что школа – это открытое многопрофильное образовательное учреждение, территория социального партнерства, где общим предметом взаимодействия школы и сообщества является благосостояние жителей одной территории. Ученик реализует себя в роли социально зрелого члена общества.
Формирование гражданской активности ребят – одна из главных наших задач. Мы живем в такое время, когда без опоры на общественность нельзя решить многие образовательные проблемы. Мы подчас своими многочисленными просьбами вызываем раздражение у родителей. Нужна совместная деятельность, которая объединит и позволит выявить наших потенциальных партнеров. Мы имеем сегодня безрадостную картину в наших «спальных» районах: разрушенные детские площадки, разбитые окна и двери подъездов. В таких условиях маленькими спасательными островками являются школы. Летом школьные дворы утопают в цветах, их территория ухожена, в самих зданиях чисто, стены радуют глаз, а в двух шагах – разруха. Нужно ли нам заниматься данной проблемой, когда на ее горизонте – модернизация, стандартизация и т.д.? Думаем, что нужно, так как воспитание деятельного человека происходит через социальные практики, и наш сегодняшний ученик – завтра ответственный гражданин своей страны. А готов ли он к этому?
В ходе реализации проекта «Школа – центр местного сообщества. Формирование гражданского общества» произойдет выход образования за свои традиционные границы, что позволит наладить между обществом и школой диалог гражданского характера для эффективного развития общества. Чтобы идеи стали реальностью, необходимо вместе с учащимися, их родителями, жителями микрорайона провести гражданскую дискуссию «Добровольчество – твой долг гражданина» и конкурс социальных проектов «Наш двор – самый лучший», «Подъезд – наша крепость». Необходимо организовать и работу переговорных площадок, где школьники и взрослые люди будут обсуждать пути изменения жизни микрорайона в лучшую сторону, создать в школе добровольческий центр, на базе которого будут работать отряды добровольной помощи для оказания всем нуждающимся адресной социальной помощи. Предстоит и разработка нормативно-правовых документов, наглядной агитации, дидактических материалов. Необходимо организовать нестандартные педагогические мероприятия: переговорную площадку, гражданскую дискуссию, грантовый конкурс.
Предполагается проведение ярких социальных и культурных акций:
«Неделя добровольчества и согласия».
«Нашим дворам добрую заботу».
«Подростки против наркомании».
«Летняя практика в наших дворах».
Цели проекта
Разработка и проверка новых механизмов привлечения жителей микрорайона к общественной деятельности.
Задачи проекта
Выявить и поддержать детские и молодежные инициативы, содействующие улучшению жизни микрорайона.
Отработать механизмы привлечения школьников к общественной деятельности.
Создать добровольческий центр на базе школы.
Разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие работу добровольческого центра.
Разработать и защитить молодежные социальные проекты, направленные на улучшение жизни жителей микрорайона.
Этапы реализации проекта
1. Проведение среди классов организационной работы «Ребята с нашего двора». Формирование разновозрастных коллективов.
2. Проведение общей конференции с участием делегатов от учащихся, родителей, учителей, жителей – представителей всех домов на тему «Дом, в котором мы живем…».
3. Разработка концепции программы «Добровольческий центр».
4. Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих работу добровольческого центра.
5. Разработка Положений о проведении конкурса социальных проектов, о неделе добровольчества и согласия, о гражданском форуме и гражданской дискуссии.
6. Разработка наглядной агитации, дидактических материалов с целью помощи тем, кто будет проводить социальные и культурные акции.
Проведение гражданской дискуссии «Добровольчество – твой долг гражданина».
Проведение конкурса социальных проектов. Проектные линии: «Наш двор – самый лучший», «Подъезд моего дома – моя крепость».
Открытие и функционирование добровольческого центра.
Работа отрядов добровольной помощи на базе добровольческого центра (помощь социально уязвимым группам людей).
Проведение гуманитарных акций «Твори добро» в ходе акции «Что может школа».
Проведение недели добровольчества и согласия.
Проведение субботников «Нашим дворам – добрую заботу».
Проведение акции «Подростки против наркомании».
Организация летней трудовой практики учащихся 10-х классов «Летняя практика в наших дворах».
Ожидаемые результаты проекта
Создание на базе школы добровольческого центра.
Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих мероприятия проекта.
Разработка и пилотное выполнение социального проекта, направленного на улучшение жизни микрорайона.
Организация и проведение всех мероприятий по плану проекта.
Налаживание тесных партнерских отношений с исполнительной властью и общественной организацией.
Апробация новых механизмов привлечения молодежи к общественной деятельности (проектная деятельность, гражданская дискуссия, разновозрастные объединения, отряды добровольной помощи, неделя добровольчества).
Учащиеся в ходе реализации проекта смогут выступить в роли социально зрелого члена общества.
Участники и исполнители проекта будут учиться договорным отношениям.
Консолидация усилий и развитие совместной деятельности местного сообщества в целях улучшения качества жизни.
Рост делового и профессионального уровня молодежи.
Финансовое обеспечение проекта: средства от проведения благотворительных концертов, ярмарок, а также средства благотворительной организации «Планета».
Светлана КОПЕШКИНА, директор школы №73, Пенза
Проведение акции Организация летней трудовой практики учащихся 10-х классов
Комментарии