Проклятый ковид забрал еще одного выдающегося артиста. В разгар этой зимы не стало Василия Ланового. Его незабываемые роли, неповторимый голос, которым он читал стихи и пел душевные военные песни, навсегда останутся в памяти. Давайте вспомним несколько замечательных киновоплощений мастера: от Грея до Вронского, от Вараввы до Шервинского. Напомним, что, казалось бы, совсем недавно, 7 мая 2019 года, в «УГ» публиковалось интервью Василия Семеновича (оно доступно на сайте газеты), в котором он рассказал нам об отношении к военным песням и стихам, о том, какие военные поэты кажутся ему наиболее знаковыми, и о сегодняшнем понимании патриотизма.
«Алые паруса» (1961)
Самоотверженный капитан Грей из экранизации романа Александра Грина «Алые паруса» на долгие годы стал ассоциироваться с Василием Лановым. Миллионы зрителей увидели в нем истинного романтика, готового расстаться с привилегированной жизнью во имя высоких идеалов. В этой картине восхищает не только финальная сцена, когда Грей исполняет мечту Ассоль (Анастасия Вертинская) и приплывает к ней на корабле с алыми парусами, но и его отчаянное противостояние жестокому и властному отцу-графу, озабоченному исключительно своей родовитостью, и самоотверженное служение на корабле юнгой, который терпит унижения и лишения. Сам внешний облик героя, воплощенного Лановым, притягателен. Черная шляпа, черный костюм и белое жабо вкупе со светлыми волосами и пронзительным голосом покоряют и завораживают. Актеру удалось создать образ наивного, сентиментального и при этом сильного и волевого человека, способного на подвиг ради любви. Оттого и веришь его словам, обращенным к возлюбленной: «Мы будем жить так дружно, что ты никогда не узнаешь слез и печали».
«Анна Каренина» (1967)
Роль Алексея Вронского в фильме Александра Зархи «Анна Каренина» одна из наиболее ярких в репертуаре Ланового. Ему удалось воплотить на экране противоречивый образ молодого офицера, одержимого страстью к замужней даме. Игра Ланового в этой экранизации великого романа Льва Толстого сдержанна. Он не произносит длинных монологов, не пускается в чрезмерные эмоциональные излияния, но там, где эмоции необходимы, выражает их блестяще, до дрожи. Чего стоит сцена, когда Анна (Татьяна Самойлова) бредит, находясь на грани гибели после рождения девочки, а перед ее ложем оказываются муж (Николай Гриценко) и любовник! Два Алексея – Каренин и Вронский – переживают этот эпизод на пределе душевных сил. Никаких истошных криков, лишь скрытое руками лицо, чтобы не было видно слез. Лановой продемонстрировал, что чувствует человек, осознающий, что может потерять самое дорогое, что есть в его жизни. В то же время Вронский не хочет видеть Анну в таком жалком и унизительном состоянии, когда их постыдная в глазах общества связь обернулась ее безумием.
«Офицеры» (1971)
Фильм остался в памяти миллионов зрителей не только знаменитой фразой «Есть такая профессия – Родину защищать» и песней «От героев былых времен», но и замечательным актерским составом. Партнерами Василия Ланового были Алина Покровская и Георгий Юматов. В основу картины легла пьеса Бориса Васильева «Танкисты», а изначальный сценарий предполагал, что действие затронет в том числе времена Большого террора 1930‑х. Однако, разумеется, рассказать о репрессиях в брежневский период было практически невозможно, и об этой трагической истории в киноленте можно только догадываться. Впрочем, масштабность «Офицеров» впечатляет. Герои проходят путь от 1920‑х до 1960‑х. Гражданская война в России и в Испании, сражения в Азии, Великая Отечественная и мирная жизнь. Перед нами проходят три поколения семьи Трофимовых, так или иначе связавшие свою жизнь с военной службой. При этом пафос служения для них не пустой звук, не желание заработать награды и привилегии, а искреннее стремление посвятить себя Отчизне. Слово «офицеры» объединяет и советских, и дореволюционных приверженцев законов чести, тем самым оказываясь близким людям самых разных взглядов. Главная же тема фильма заключена в беззаветной дружбе двух солдат – Алексея Трофимова и Ивана Вараввы. Интересно, что прототипом последнего стал дед кубанского поэта Ивана Вараввы, о котором тот много рассказывал Борису Васильеву. Таким образом, Василий Лановой воплотил казачью удаль и непосредственность.
«Дни Турбиных» (1976)
Еще одна блистательная роль Василия Ланового – поручик Леонид Шервинский из фильма Владимира Басова «Дни Турбиных» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Действие разворачивается в Киеве времен Гражданской войны. Власть в городе переходит к разным политическим силам – то к гетману Скоропадскому, то к Директории Петлюры и, наконец, к большевикам. На экране Лановой вновь предстает красавцем – легкомысленным, ироничным, авантюрным, любящим приврать, но при этом не лишенным некоторого обаяния. Замечательны сцены, в которых Шервинский пытается обольстить Елену Тальберг (Валентина Титова), чей муж Владимир Тальберг (Олег Басилашвили) позорно бежит из Киева с отступающими германскими войсками. Герой Ланового включает все самые немыслимые ухищрения, обзывает Тальберга крысой, убеждает Елену Васильевну, что она не любит мужа, и выставляет себя в выгодном свете. Самое интересное, что Елена Васильевна и без подобных выходок испытывает к Шервинскому симпатию, но всячески старается продемонстрировать свое раздражение его ложью. Забавно наблюдать, как Шервинский путается в украинских словах, разговаривая с гетманом Скоропадским, и как с гордостью сочиняет легенду о своей встрече с государем. «Портьера раздвинулась, и в зал вошел наш государь. Он сказал: «Поезжайте, господа офицеры, на Украину и формируйте ваши части. Когда же настанет момент, я лично стану во главе армии и поведу ее в сердце России – в Москву». Вот именно такую хлестаковскую «легкость в мыслях» прекрасно воплотил Лановой. В то же время при некоторой комичности персонажа Шервинский, как и другие герои картины, прежде всего олицетворяет уходящую Россию, на смену которой приходит новая, красная власть.
«Сейчас стали снова много снимать о войне. Это так важно – хранить память о тех событиях! А главное, что на эти фильмы с удовольствием идут зрители. Я много общаюсь с молодыми актерами – и со своими студентами, и во время наших творческих встреч и концертов. Много талантливых ребят с правильным пониманием, что искусство – и в первую очередь кино – должно воспитывать и закладывать верные ориентиры, учить любви, добру, дружбе и верности» – такими словами Василий Семенович закончил то памятное интервью «Учительской газете». Будем же помнить их как девиз.
Комментарии