search
main
0

Мы будем поддерживать лидеров. Наталья АСТАФЬЕВА

Принципы реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования широко обсуждаются в регионах. Причем на самом высоком уровне. Опыт этих обсуждений интересен и полезен. Мы встретились с начальником Управления образования Тамбовской области, доктором педагогических наук Натальей АСТАФЬЕВОЙ. С ней солидарны ректор Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Галина Шешерина, начальник отдела общего и среднего образования Татьяна Котельникова.

На наш взгляд, прежде чем обсуждать критерии отбора лучших учителей, школ, талантливой молодежи для представления на получение премий, грантов президента, нужно обсудить принципы, которые положены в основу национальных проектов. Если мы приходим к выводу, что региональная образовательная политика и эти принципы созвучны, то, отталкиваясь от них, следует уже вырабатывать критерии.

Среди принципов реализации проектов на федеральном уровне значится принцип концентрации ресурсов. Мы считаем, что наряду с финансовой поддержкой на федеральном уровне необходимо формировать и развивать систему поддержки и стимулирования на региональном, муниципальном уровнях, создавая тем самым многоступенчатую систему поощрения: гранты президента, губернатора, муниципальных администраций, директоров школ. То есть и школа, если мы говорим о ее хозяйственной самостоятельности, способна найти определенный источник, который вполне можно использовать, чтобы на своем уровне отметить отличившихся хотя бы в двух номинациях: «Лучшие учителя» и «Лучшие ученики».

Относительно принципа поддержки лидеров. С федерального на региональный уровень предполагается распределять средства методом квотирования, исходя из количества учеников. Встает вопрос: насколько будет правильным устанавливать аналогичные квоты для муниципалитетов? Не приведет ли такой подход к нарушению данного принципа, к выбору лидеров не из числа лучших? Мы можем оказаться в ситуации выбора лидеров там, где их нет.

Поясню. В области реализуется программно-целевой подход в управлении системой образования. И когда мы запустили в этом году инвестиционный проект содействия инновационному развитию образовательных учреждений, провели 6 конкурсов, у нас из 30 районов активно занимались проектной и инновационной деятельностью 17. Поэтому на этапе запуска проекта целесообразно, по нашему мнению, поддерживать лидеров там, где они есть.

И еще один момент. При проведении конкурсного отбора образовательных учреждений или лучших учителей целесообразно использовать результаты российских и региональных конкурсов («Лучшие школы Тамбовщины», конкурсов профессионального мастерства, творческих конкурсов педагогов и учащихся и др.). В ближайшее время будут внесены дополнения и изменения в положения и порядок проведения всех областных конкурсов.

– Наталья Георгиевна, могут ли быть особенности в организации заявленных конкурсов в регионе?

– Это важный момент, требующий уточнения нашей позиции. Обсуждая вопрос о концентрации ресурсов на федеральном уровне, мы считаем важным соблюдение принципов справедливости, равнодоступности и комплексности. Наша региональная политика акцентирована на обеспечении качества образования, начиная с дошкольного возраста. И в конкурсах у нас должны участвовать все учреждения системы образования, в том числе и дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования. Это вовсе не означает, что необходимо вносить коррективы в федеральные положения. На федеральном уровне сделали то, что сочли необходимым, и мы это принимаем как должное. Однако мы можем и должны дополнить эти положения на нашем уровне, чтобы эффективно проводить региональную политику.

– Насколько важным является, на ваш взгляд, участие общественности в конкурсных отборах?

– В конкурсах не обойтись без общественности. На федеральный уровень выйдут единицы. А для региона важен фактор открытости – общего обсуждения работы школы на открытой площадке с участием гражданских институтов. Школы должны пройти экспертизу общественного мнения, подтвердить качество предоставляемых образовательных услуг, условно говоря, мнением родителей и окружающего социума. С этой целью в области идет разработка системы общественной экспертизы, становление новой модели управления – школьных управляющих советов. Поэтому практическая реализация принципов открытости и широкого участия в национальных проектах гражданских институтов крайне актуальна.

– Давайте вернемся к критериям участия и отбора школ в конкурсах. Вы их также дополняете?

– На федеральном уровне заявлено, что обязательными критериями конкурсного отбора являются наличие у школы лицензии и аккредитации, финансово- хозяйственная самостоятельность, наличие органа общественного управления, распространение передового опыта. Данные критерии для нашей области реальны. Область перешла на бюджетное нормативное финансирование. Школы начинают работать в режиме финансово-хозяйственной самостоятельности. В большинстве школ созданы органы государственного общественного управления. В области создана система обобщения и трансляции передового педагогического опыта.

Мы считаем, что на уровне региона должна быть выстроена и собственная критериальная система. Например, для нас важно выстроить систему непрерывного образования, поэтому мы будем учитывать критерии непрерывности и многоуровневости при отборе лучших школ Тамбовщины.

Стратегия развития системы образования на селе связана с созданием сельских социокультурных комплексов, которых в области уже более двадцати. Запущен инвестиционный проект «Содействие инновационному развитию системы образования на селе». В качестве основных критериев оценки эффективности таких проектов выступают социальная и педагогическая эффективность, оценка качества работы со стороны родителей и выпускников школ.

– Как вы видите возможности использования механизмов и результатов лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений в отборе лучших?

– Если мы отталкиваемся от этих процедур, то уже перекрываем ряд тех критериев, которые нам выставлены на уровне Федерации. Процедуры лицензирования и аттестации известны и достаточно проработаны, но в них теперь нужно вносить изменения. Например, при проведении аттестации, на наш взгляд, следует учитывать наличие и качество программы развития школы, количество творческих учителей, эффективность использования информационных технологий, работу школы по передаче своего опыта. У органов управления образованием появляется новая функция – консультационно-экспертная.

Обобщая все вышеизложенное, я хочу сказать, что сейчас то время, когда в регионах идет осмысление и синтезирование имеющегося опыта. Пришла пора начать работать более системно. Реализация национального проекта в области образования возможна только в случае активного участия всех уровней власти.

Мы должны объединить то, что сделано, выработать принципы реализации национальных проектов, согласовать их с бюджетом региона, с муниципалитетами, разъяснить им все, что происходит, и далее работать, работать и работать.

– Наталья Георгиевна, практически уже в IV квартале 2005 года осуществляется запуск национального проекта в сфере образования. В какой мере ваша область готова к решению данной задачи?

– Инициативы главы государства еще больше подчеркнули важность тех направлений, по которым уже идет реформа и которые востребованы самой жизнью. По всем обозначенным направлениям наша область целенаправленно и последовательно работает. В области созданы предпосылки для успешной реализации проекта.

По инициативе главы администрации области О.И.Бетина принят ряд постановлений, которые помогли школам перейти из разряда выживающих в разряд развивающихся. Это в первую очередь перевод всех школ Тамбовщины на нормативное финансирование, который осуществлен с января нынешнего года, что позволило увеличить расходы на учебный процесс более чем в пять раз по сравнению с 2004 годом.

Это реализация проекта «Школьный автобус», наращивание темпов информатизации системы образования, реализация мероприятий областной программы «Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы».

Создана система поддержки талантливой молодежи, школьников: учреждены и ежегодно вручаются премии и гранты администрации области лучшим школьникам, студентам, аспирантам вузов (5 грантов и 20 премий); совместно с вузами проводятся творческие конкурсы среди учащихся; организуются профильные летние смены для одаренных детей.

Отрабатывается механизм создания государственно-общественной системы управления в образовательных учреждениях.

Порядок действий для начала практической реализации государственной поддержки школ, учителей и талантливой молодежи, разрабатываемый на региональном уровне, основывается на нормативно-правовых актах федерального уровня и ведомственных сетевых планах по реализации приоритетных национальных проектов.

С непосредственным участием главы администрации области мы начали работу по обсуждению механизмов реализации национальных проектов, плана мероприятий по реализации проекта в сфере образования в нашей области с педагогической общественностью, родителями, школьниками в городах и районах.

В ближайшее время начнет работать областной Государственно-общественный совет при главе администрации области, будет проведено областное родительское собрание.

Мы считаем, что национальный проект – это реальный механизм перевода системы образования на новый качественный уровень. У нас появилась реальная возможность объединения внутренних резервов региона, а также интеллектуального потенциала отдельных личностей, коллективов педагогических и научных работников. Основная задача руководителей области – концентрация этого потенциала и направление его в русло перспективных задач образования. При этом образование мы рассматриваем как средство для социально-экономического роста региона.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте