Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый школьник чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные интересы, самостоятельность, изобретательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества, почувствовать и пережить успех, – мечта любого учителя.
К подобным урокам я шла в течение долгих лет работы в школе. Немаловажную роль в овладении методикой подготовки и проведения таких уроков сыграло изучение и использование на практике всех особенностей и богатых возможностей личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию, что стало возможным в результате работы над темой самообразования «Наиболее эффективные технологии, методы и приемы осуществления личностно ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы».Рассматривая основные требования к личностно ориентированному уроку, И.С.Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства же, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств своих воспитанников, уровень подготовки класса, свою профессиональную зрелость, педагогическую интуицию и творческий потенциал.Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно ориентированного урока, опробованных и освоенных мною, которые позволяют выполнить цели и задачи урока, добиться его результативности.МотивацияВажный момент, который всегда тщательно продумываю, – мотивация ученической деятельности. Ученики должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы занятия спрашиваю:- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?- Какие задачи вы ставите перед собой?- Где могут пригодиться вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?Вопросы могут варьироваться, звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изучаемого материала, ученики проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно. В конце урока обязательно обсуждаю с детьми не только то, что узнали, но и то, что понравилось или не понравилось и почему, какие виды работы хотелось бы выполнить еще раз, а что изменить. Стараюсь дать возможность высказать свое мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем уроке расходится с мнением учителя.Личностный опытЧрезвычайно важный аспект личностно ориентированного урока – опора на субъектный, личностный опыт учеников. Научная информация, которая преподносится ученику на уроках, только тогда превращается в прочные индивидуальные знания, когда ученик «пропускает» ее через свой жизненный опыт или опыт хорошо знакомого человека, например учителя, а вопросы и задания, построенные на основе ассоциативного, образного мышления, делают предмет изучения зримым, ясным. Особенно актуально это звучит по отношению к урокам литературы. Работа над текстом стихотворения Афанасия Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…» в 6-м классе. Чтобы добиться личностного восприятия и четкого, яркого осмысления образов, созданных поэтом, помочь ученикам почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, перед чтением стихотворения спрашиваю: – Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения? Как думаете, о чем или о ком идет речь?- Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали?А затем предлагаю проследить, что и как рассказывает своему читателю Фет о состоянии человека в осеннем лесу, его переживаниях, настроениях, отношениях с природой поэтическими средствами.Прежде чем начать работу над стихотворением Михаила Лермонтова «Бородино» в 5-м классе, пытаюсь выяснить, что знают ученики о героическом событии русской истории, которое описывает в своем произведении поэт:- Что вы знаете об Отечественной войне 1812 года?- Что вам известно о Бородинском сражении?- Кто такой Кутузов?В результате короткого общения с учениками выясняется, что о таком ярком историческом факте им, к сожалению, известно мало. Это помогает заинтересовать ребят, привлечь их пристальное внимание к предстоящей работе над стихотворением.Технология сотрудничестваОгромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которые как раз и создают атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества. Тщательно продуманная групповая работа позволяет приобщить к процессу познания буквально каждого ученика. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, ученики «примеряют» различные роли – пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, составителей словарей и т. д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, ученики разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным. Задания для групповой работы даю дифференцированные. Использую богатые возможности групповой работы как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Чаще всего это повторительно-обобщающие уроки.На уроке русского языка в 7-м классе по теме «Повторение изученного о деепричастии», для того чтобы ученики могли проверить, умеют ли они ставить знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами, им было предложено из данного учителем текста выбрать только те предложения, которые соответствуют схемам, данным на доске, а затем расставить в них знаки препинания. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы из четырех человек, а потом результаты обсуждались в группе.На следующем этапе урока, работая над другим текстом, ученики должны были пронаблюдать за ролью деепричастий, деепричастных оборотов в тексте, предварительно расставив знаки препинания в предложениях с данными конструкциями. Двое учеников из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют в нем деепричастия. Двое других учеников определяли видовую принадлежность деепричастий, наблюдая за тем, какого вида деепричастия употребляются в одном предложении, от чего зависит использование деепричастий определенного вида в тексте в целом. Затем пары обменивались листками с выполненными заданиями, проверяли и обсуждали выполненную товарищами работу.В данном случае групповая работа развивает пунктуационную зоркость учеников, их внимание к умелому использованию изучаемых языковых единиц в речи, дает возможность высказать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.Часто использую работу в парах постоянного и сменного состава, которая дает возможность даже ученикам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов, при анализе текста художественного произведения и на других этапах урока.На уроках изучения нового использую прием совместного поиска в группах – «Что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные группы вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов групп, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос. Использую также обучение в команде, подход «Пила», возможности технологии «Учимся вместе».Думаем, размышляем…Особое предпочтение отдаю урокам литературы, посвященным анализу художественных произведений, работе с текстом (урокам-исследованиям, урокам-размышлениям, урокам-поискам, урокам-проблемам). Приобщить ребят к тайне слова замечательного писателя или поэта, помочь понять и уяснить глубину содержания авторской мысли, дать верную оценку героям, их поступкам, нарисовать их психологический портрет, а самое главное – научить внимательно и вдумчиво читать и интерпретировать прочитанные произведения. Такие задачи призваны решать подобные уроки.Всегда очень тщательно подбираю вопросы для анализа текста, индивидуальные задания, которые заставляют учеников не просто воспроизводить содержание произведения, а размышлять над прочитанным, рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать положительные эмоции, рассказывать о них, высказывать свое мнение, порой в дискуссии отстаивать истину. Стараюсь ставить ребят в ситуации, требующие выбора, самостоятельного поиска правильного, логичного, аргументированного ответа на любой вопрос. На одном из уроков внеклассного чтения приглашаю восьмиклассников вместе разобраться, чему учит нас чудесная история героев повести Александра Грина «Алые паруса». Спрашиваю у ребят:- Почему у героини Грина не было друзей в деревне, где она жила?- Найдите в тексте, что поразило собирателя сказок Эгля в соседях Ассоль. Можно ли, услышав слова сказочника, не видя и не зная этих людей, догадаться, какие они?- За что не любили девочку и ее отца в Каперне?- А так ли уж важно для человека умение любить? Что такое любовь в представлении Грина?- Могли ли жители Каперны понять такую любовь?- Какой была Ассоль? Почему среди прочих выделил ее сказочник? Почему решил осуществить ее мечту капитан Грей?- Всякий ли человек способен творить чудеса?Вместе с детьми мы приходим к выводу, что любовь делает человека крылатым, способным воспарить над обыденной жизнью, дает ему возможность мечтать о чем-то романтическом, возвышенном, быть восприимчивым к чужой радости и боли. Именно такой и была Ассоль. Поэтому и осуществилась ее мечта и в Каперне появились алые паруса. Учащиеся впервые для себя делают открытие: чудеса совершают только люди добрые, любящие, щедрые сердцем. На таких уроках групповая и парная работа особенно эффективна: она позволяет ученикам глубоко погрузиться в текст, самостоятельно провести исследование, по-своему прочитать и осмыслить прочитанное. Учащиеся, работая в небольших коллективах (группа обычно состоит из 4-5 человек), учатся ответственному отношению к делу, так как от качества выполненной работы зависит общий результат. На данном уроке ученики, работающие в одной из групп, получают следующее задание: «Так случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, Грей и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня», – пишет Грин в повести. Случайно ли это произошло? Попробуйте выяснить сначала, было ли у героев при всей несхожести их судеб что-нибудь общее, что помогло им найти, обрести друг друга? Мы отметили, что чудеса совершают только добрые, любящие, щедрые сердцем люди. Был ли таким Грей?Вместе с тем в каждом классе есть ученики, которые имеют склонность к серьезной исследовательской работе, предпочитают заниматься самостоятельно, выдавая оригинальное решение вопроса, проблемы. Таким ребятам я предоставляю право выбирать, групповую или самостоятельную работу они будут выполнять. На том же уроке по повести Грина желающие поработать самостоятельно во время групповой работы могут блеснуть, отвечая на следующие вопросы. Как вы думаете, чем для Ассоль была сбывшаяся мечта: щедрым подарком судьбы или достойной наградой? Увидели ли вы в героине качества, достойные награды? Назовите и охарактеризуйте их. Будут ли, по-вашему, счастливы герои «Алых парусов»? Не превратится ли эта сказка во что-то серое, обыденное? ДиалогГоворя о групповой работе, не могу не упомянуть об использовании на уроках русского языка и литературы такой интерактивной формы обучения, как диалоговая форма процесса познания. Для того чтобы конструктивное общение состоялось, ученику нужно научиться общаться. Обучение искусству диалога начинаю уже в 5-м классе. Мы вместе с ребятами анализируем различные ситуации речевого общения, вырабатываем правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников:- необходимо говорить понятно, высказываться только по теме, избегать избыточности информации;- важно не только умение интересно и грамотно говорить, но и умение слушать;- если не согласен с мнением товарища или учителя, сначала выслушай, а потом выскажи свое несогласие;- критикуй идеи, а не личности.Затем группам дается несложное задание при повторении глагола, например, выбрать из данного списка-перечня только те постоянные и непостоянные признаки, которые имеет глагол, доказать правильность своего выбора. А далее работа организуется по принципу методики «аквариум»: одна из групп (как правило, она состоит из ребят, уже немного владеющих навыками диалогового общения) начинает работу над заданием, а ученики вместе с учителем наблюдают за действиями одноклассников. После отчета группы идет обсуждение как качества выполненного задания, так и умения ребят, работавших у всех на виду, вести диалог. Как правило, в результате такой подготовительной работы, организованной в разных формах и неоднократно, ученики приучаются к соблюдению правил ведения диалога, что позволит в дальнейшем наладить качественную групповую работу на любом уроке и сослужит ребятам добрую службу к их дальнейшей самостоятельной жизни.Творческие заданияНа уроках литературы я часто даю ребятам индивидуальные опережающие задания – самостоятельное исследование какой-либо проблемы по тексту изучаемого произведения. Такие задания предполагают работу с критической литературой, консультации с учителем, формируют умение логически мыслить, сопоставлять факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить свое выступление так, чтобы заинтересовать слушателей. Стараюсь не ограничивать свободу учащихся. Они могут высказывать любые гипотезы, самые необычные и смелые идеи, мысли, отстаивать свои мнения в диалоге с товарищами, с учителем. Так, один из ребят перед уроком внеклассного чтения по повести «Алые паруса» должен был выяснить, что такое феерия, и решить, прав ли был Грин, называя свое произведение феерией?Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учеников.Кроме традиционных заданий репродуктивного характера, используемых, например, на уроках литературы и рассчитанных на ученика со средним уровнем развития, я разработала копилку таких творческих дифференцированных заданий для всех классов, как подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности, таланты учеников, прошу их нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, написать стихотворение, составить киносценарий эпизода, создать эскизы декораций к спектаклю, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям и т. д. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру.Развитие речиОсобое внимание в условиях подготовки и проведения личностно ориентированного урока русского языка и литературы стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы работы многообразны, значимость ее велика, ибо саморазвитие, самообразование, самораскрытие личности, на которые и направлен личностно ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учеников, по формированию умения свободно, логически правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Думается, в таких условиях, когда основной функцией родного языка становится коммуникативная, наиболее востребованный вид деятельности на уроках развития речи – сочинения. Подготовка учеников к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинаю ее на серьезном уровне с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учеников к творчеству, желание выразить свои мысли. После того как пятиклассники ознакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Различные виды анализа текста обязательно использую на каком-либо этапе практически каждого урока русского языка и литературы. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям, потому что им гораздо легче писать и говорить о том, что они видели, наблюдали, хорошо знают.В 6-7-х классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе В.В.Бабайцевой, развиваю у ребят навыки различного вида описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Разработала уроки, готовящие учеников к написанию сочинений по музыкальным произведениям, по картинам. На уроках литературы постепенно приобщаю учеников к литературоведческому анализу, иначе они не смогут постигнуть классические произведения, предлагаемые программой, проанализировать их. И уже с 8-го класса начинаю работу по подготовке учеников к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе. Очень много времени уделяю индивидуальной работе с теми школьниками, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, своеобразно, интересно. Считаю, что помогает в этой работе пример творчества самого учителя. Глубоко убеждена, что научить даже одаренных учащихся писать сочинения может только тот учитель, который сам способен создавать оригинальные образцы. Очень бережно отношусь к любой творческой работе ученика, проверяя ее неоднократно в черновом варианте, вместе с учениками читаю ее несколько раз после каждой переделки, советую, а не заставляю что-то исправить, стараюсь показать огромные выразительные возможности нашего языка.РефлексияСчитаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые ученики вместе с учителем сформулировали в начале занятия. Использую систему разнообразных рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?- Достигли ли мы цели урока? Почему не достигли? Что нужно сделать, чтобы достичь цели?- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникали?- Изменилось ли ваше представление о поэте, писателе?- Стало ли другим ваше отношение к герою?- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?Подобные вопросы, как я смогла убедиться, способствуют формированию у школьников критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Рефлексивные задачи сначала ставлю сама, но скоро у детей входит в привычку подвергать анализу свою деятельность на уроке и ее результаты.Хорошо, если учитель найдет возможность поинтересоваться настроением учеников после урока в интересной, занимательной форме. Так, например, в конце урока, на котором повторяли деепричастия, учитель может предложить задание, которое будет содержать элементы рефлексии, и одновременно еще раз проверит знание деепричастий и умение их употреблять: «Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать предложением с деепричастиями и деепричастными оборотами. Попробуем составить его вместе».Ребята составляют такое предложение, продолжая фразу, данную учителем: «Ученик идет домой (как?)… спотыкаясь на каждом шагу, горько вздыхая, хмурясь, мучаясь от мысли о встрече с родителями».- А с каким настроением уйдете после нашего сегодняшнего урока вы?Ученики, если урок прошел хорошо, сами уверенно составляют предложение: «Мы будем идти, улыбаясь, подшучивая над товарищами, гордясь собой, подпрыгивая, предчувствуя радость родителей». Или в случае неблагоприятного результата согласятся с первым предложением.Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом по возможности носить творческий характер. Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь он позволяет ярко проявить себя не только ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего, мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать своих учеников, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за них. Вера ЮЖАКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы им. В.Г.Подпругина села Троица Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Комментарии