Волонтерское движение – одно из направлений государственной политики в области образования и в социальной сфере. В пункте 3 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает «привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении».
Людмила ПОЯРКОВА, педагог-организатор школы №1223, победитель конкурса педагогического мастерства в сфере профилактики негативных проявлений «Инновационное решение» Городского методического центра
Добровольчество не только способно вызвать позитивные изменения в развитии личности детей и подростков, но также способствует формированию у них активной жизненной позиции.Волонтерское движение дает возможность школьникам:- приобретать навыки, необходимые для ответственного лидерства и исполнительской деятельности в будущем;- проявлять себя в различных моделях социального взаимодействия;- сориентироваться в разных видах профессиональной деятельности;- овладеть полезными социальными и практическими навыками, напрямую не относящимися к профессиональному выбору, но важными для дальнейшей жизни.Волонтеры открывают для себя мир гуманистических ценностей, где в центре внимания оказываются не собственные эгоистические интересы, а ближние, подобный опыт меняет мировоззрение, дает возможность смотреть на жизнь другими глазами, открывать себя с лучших сторон.На начальном этапе развития волонтерского движения в школе №1223 мы старались ознакомить школьников с разнообразием возможных добровольческих инициатив.Первым шагом стала помощь ветеранам Великой Отечественной войны. Используя базу данных школьного военно-патриотического музея «Эхо прошедшей войны» (руководитель музея Н.В.Яковенко), мы связались с ветеранами Северного округа, проявившими интерес к проекту. Весь учебный год юные волонтеры посещали ветеранов на дому и в реабилитационных центрах, помогали в решении бытовых вопросов: уборка, поход в магазин за продуктами. Также ребята брали у ветеранов интервью, готовили автобиографические справки, записывали видеорепортажи и разыскивали документы военных лет в архивах. Волонтеры 7 «Г» класса (классный руководитель В.Е.Страшная) побывали в гостях у Николая Егоровича Никитина, тепло откликнувшегося на инициативу школьников. Участник Великой Отечественной войны Диамид Алексеевич Иванов встретил юных волонтеров при полном параде – в мундире с боевыми и юбилейными наградами, с удовольствием ответил на интересовавшие ребят вопросы. Встречи с ветеранами войны и труда, помощь им – все предпринятые шаги вызвали у ребят большой эмоциональный отклик.В течение учебного года школьники-волонтеры провели несколько патриотических акций: возлагали цветы к памятникам советским воинам, ухаживали за мемориалами. В мае волонтеры 6 «А» класса (классный руководитель А.Н.Кузнецова) провели гражданскую акцию «Георгиевская лента – символ Победы». Прежде чем вручать ленточку, волонтеры задавали прохожим вопросы: «Почему лента названа георгиевской?», «Что она символизирует?» Раздавая ленточки, волонтеры рассказывали, как правильно их крепить на одежде или в автомобиле. Данной акцией ребята хотели напомнить, что атрибут Дня Победы – это не стильное украшение, а дань предкам за их подвиг в годы Великой Отечественной войны, символ Победы над фашизмом.После этого добровольческую деятельность удалось расширить, даже те ребята, которые поначалу отнеслись к волонтерским инициативам индифферентно, постепенно стали проявлять большую активность. Так, было налажено сотрудничество с благотворительным фондом «Старость – в радость!», реализованы экологические проекты «Бережем планету вместе!», проекты по благоустройству территории Дома детского творчества. Весь год школа принимала участие в акции «Батарейки, сдавайтесь!». Ребята собирали использованные батарейки, а волонтеры относили их в специальный пункт приема.Ассоциация волонтерских центров пригласила учащихся школы №1223 принять участие в съемке обучающего видеокурса для школьников «Развитие гражданской активности и добровольчества среди детей». Задача видеокурса – рассказать детям школьного возраста о направлениях общественно значимой добровольческой деятельности, расширить их социальные и гражданские компетенции, вызвать интерес к волонтерским инициативам. Ребята-волонтеры 8‑х классов под руководством педагога-организатора Л.И.Поярковой и социального педагога Л.В.Воробьевой ярко проявили себя в этом проекте.Еще одним начинанием юных волонтеров стало проведение в образовательной организации Всероссийской акции «Добрые уроки». Инициатива положила начало сотрудничеству ребят с волонтерским отрядом Московского государственного института международных отношений МИД РФ. Сегодня наши волонтеры принимают участие в различных мероприятиях МГИМО.Когда мы предложили школьникам принять участие в конкурсе по профилактике дорожно-транспортного травматизма, у нас довольно скоро сформировался отряд волонтеров «Дорожная дружина». Он проводит обучающие мероприятия для сверстников и младших учащихся, рассказывая о правилах дорожного движения, участвует в профилактических рейдах. Тематически созвучными этой инициативе стали проекты, направленные на пропаганду здорового образа жизни среди молодежи, на профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.Так, знакомство школьников с разными аспектами социальной и культурной жизни привело к формированию в школе 5 волонтерских отрядов, которые ведут работу по направлениям:- работа с социально незащищенными слоями населения;- пропаганда идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактика курения, алкоголизма, употребления наркотиков;- экологические акции;- воспитание патриотических и гражданских качеств школьников;- профилактика дорожно-транспортного травматизма и изучение школьниками правил дорожного движения.
Сегодня для нас очевидно, что волонтерское движение в школе нужно развивать. Оно помогает формировать качественно новую систему воспитательной работы, создает в детских и подростковых коллективах новые точки роста здоровых, созидательных нравственных и гражданских установок.
Комментарии