search
main
0

Музыкотерапия против “дури”

Которую бессмысленно лечить медикаментозными средствами

Сначала мы слушаем Высоцкого. Потом долго говорим о нем.

– Его сгубили наркотики, – тихо улыбается хрупкий мальчик с морковным румянцем и есенинской синевой огромных глаз.

– Много понимаешь! – осаживает его мрачный богатырь в веснушках. – Наркота его сделала гением. Он вместе с женой шмыгался, а ей нипочем, живая. Надо только знать свою дозу – и все дела!

– Да наркотики употребляют пять тысяч лет, если они вредны, все бы сдохли. Моему деду 80 лет, всю жизнь с опиумом. И отец, и все кругом траву курят. И ничего. Я вообще не знаю ни одного человека, который бы жил без наркоты, – забивают меня “оппоненты” эрудицией и опытом.

Ясно: о наркотиках они знают больше любого учителя.

В колонии их около 500 человек. Все они попробовали не один вид “дури”, большинство не раз лечились в стационарах – безуспешно. “Колеса” продолжают свое движение и здесь. Как-то переправили героин, привязав его к хвосту лошади. Рассказывают все откровенно, со смехом: редко встречали такого заинтересованного слушателя.

– Был ли у тебя в школе хоть один учитель, с кем ты мог говорить откровенно? Доверял ты кому-то взрослому? Кто-то тебя понимал? – я задавал эти вопросы десяткам подростков, гибельно сломавшихся в 12-14 лет, и слышал один ответ: “Нет. Взрослым доверять нельзя”.

За 93-96-е годы число подростков-наркоманов, взятых на учет диспансерами, возросло в Новосибирской области в 2,5 раза. И вот ужасающий результат: наркобизнес ворвался в школы.

– По нашим данным, в городе более 130 первоклассников колют наркотики, – сообщила родителям школьный психолог Елена Николаева, – у нас зоной опасности является близость университета, где “экстази” и марихуану студенты не считают наркотиками и употребляют открыто.

Даже в школах с усиленной охраной наркотиками торгуют в туалетах, шприцы выгребают из школьных подвалов и “приличных” домов.

В Новосибирске открылись стационары для лечения школьников-наркоманов, есть популярный частный центр.

По новому положению лечение школьников-наркоманов в стационаре ограничивается двумя неделями – снимается физическая зависимость, ломка, но остается психологическая зависимость, зависимость от ситуации, от окружения, в которое возвращается несчастный подросток. Нужна грамотная системная реабилитация, чтобы продлить ремиссию, подольше уберечь от срыва. В условиях больницы такая реабилитация, считают психологи и наркологи, малоэффективна: нет контакта со средой, школой, семьей.

Надо идти другим путем, считают известный новосибирский нарколог Александр Иванович Мочалов и главный специалист городского управления образованием Людмила Александровна Черкашина, чьими усилиями в Новосибирске создана Лаборатория профилактики наркозависимости школьников. Этот другой путь вот уже несколько лет вместе со школами выстраивает городской Центр образования и здоровья “Магистр”. Возглавляет его доктор медицинских наук, член-корреспондент РАМН Нина Александровна Склянова. С их помощью лаборатория в нескольких школах ведет свои просветительские и реабилитационные программы.

Другие работают на семью, социальные службы, на подростков группы риска.

Кроме традиционных тренингов и лечения, подростки получают в “Магистре” возможность лечиться красотой (музыкотерапия, танцевальный класс, кинезотерапия, особые виды лечебной гимнастики, спорт), возможность клубных форм общения, доверительной беседы с высококвалифицированными психологом и психотерапевтом, специализирующимися на наркозависимости.

Лаборатория ищет способы реабилитации наркозависимых детей на базе здоровых детских коллективов, собственных школ, с участием самих школьников. Этот подход не у всех встречает поддержку, кое-кто считает, что больными должны заниматься только больницы. Но наркомания – социальная болезнь, лечить ее только медикаментами бессмысленно. В школе же нет ни специалистов, ни возможностей, ни методик, ни пособий. Как быть? Школьное ли это дело?

– Школьное, коль речь идет о школьниках, – убежден Мочалов, руководитель лаборатории, – надо воспитывать специалистов, надо учить учителей.

С этой целью лаборатория создала (и издала) методическое пособие для учителей “Профилактика наркозависимости в школе” под редакцией доктора медицинских наук, известного психиатра и популяризатора науки профессора Цезаря Короленко. Сборник содержит обширный исторический материал, медицинские и правовые сведения, анкеты, опросники, справочный материал, словарик сленга, обширные методические материалы и серию уроков, призванных научить ребенка здоровому образу жизни и безопасному поведению.

Галина ФРОЛОВА

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте