Первое слово, с которым наш ЛИТ ассоциируется у большинства тех, кто здесь работает, учится, учился или учит своих детей, – это счастье. Тридцать лет назад он был создан, чтобы дети смогли узнать то, в чем видят свое призвание, чтобы здесь их любили, понимали и поддерживали. С тех пор и специализаций стало больше, и зданий уже три, и начальная школа появилась. А атмосфера осталась. Лицеисты находят здесь свой путь и друзей, выпускники разных лет рады друг другу, где бы они ни встретились, учителя, приходя на работу каждое 1 сентября, знают: их ждет целый год ежедневных открытий и встреч с интересными людьми – их разновозрастными учениками.
В ЛИТ взрослые и дети проводят так много времени за работой, в учебе, в творчестве, что понимают: здесь их жизнь. Когда вместе собираются увлеченные и ответственные люди, многое получается само собой. И тогда заодно с учебным планом реализуются самые смелые мечты. Наши успехи – это счастье, традиции – счастье, часы, проведенное вместе – счастье. Но главное счастье – это наши люди, без которых все это было бы невозможно. Все вместе мы «народ лицейский» – учителя и ученики, каждый занят здесь своим и общим делом. Дети вырастают и продолжают развиваться, вспоминая годы, проведенные в лицее, как волшебное время. Как учителям удается это организовывать и поддерживать долгие годы? У всех по-разному, но весь их человеческий опыт, все радости и открытия становятся поводом для счастья других. Такая это работа.
Учить детей должны только счастливые люди!
Так сказал учителю биологии Екатерине Макаровой старший коллега, когда она пришла на работу в ЛИТ пятнадцать лет назад. Они же стали ее девизом и дополнительным поводом доставлять себе удовольствие. Путешествуя, слушая музыку, изучая языки, занимаясь творчеством или поддерживая других, Екатерина Владимировна чувствует, что делает это не только для себя лично, но и для того чтобы ее ученикам было интересно на уроках, чтобы они доверяли ей как человеку:
– Отправляясь в путешествия по стране или за границу, я стараюсь посмотреть на жизнь вокруг не как турист, а так, словно я здесь живу. Узнаю традиции разных стран и народов, и мне интересно понимать, что у них по-другому. Например, побывав в Мексике, я отметила, что люди здесь не обижаются на соседей за шумные вечеринки и выходят из автомобиля улыбаясь, если попали в ДТП. Этим отношением они словно говорят: сегодня это происходит с вами, а завтра может быть у меня, будем добры к друг другу! Или когда в деревне на юге Индии женщины перед каждым крылечком создают однодневный ковер из цветов или рисунков как благодарность жизни за то, что они есть…
Удивительное открытие сделала Екатерина Владимировна и в одной из своих многочисленных поездок на Соловки. По ее мнению, здесь каждый находит себя. Одни люди видят смысл паломничества, другие – тюрьму и боль, третьи – удивительную красоту природы… Кто как воспринимает жизнь, тот в той реальности и живет! Для Екатерины Владимировны важно передать ученикам не только конкретные знания, но и умение замечать мелочи, видеть интересное и быть… счастливыми!
Другой преподаватель биологии ЛИТ – Николай Миклин, ученый, фотограф, орнитолог. С его безграничным кругом интересов трудно понять, где у него заканчивается работа и начинается хобби. Свободное время Николай Александрович проводит в поездках по заповедникам, в фотографировании птиц, зверей и пейзажей. Все эти увлечения начались у Николая в 11 лет во Дворце пионеров на Воробьевых горах, благодаря чему он обладает уникальным личным опытом и умеет заинтересовать детей.
С его появления в ЛИТ естественно-научная специализация стала более востребована у детей, которые раньше больше интересовались техникой и программированием. Теперь даже проекты в восьмом и дипломные работы в десятом классах ребята часто делают под руководством Николая Александровича. Работы касаются биологической, а порой и медицинской тематики. А как иначе, ведь они постоянно общаются с человеком, который увлечен своей работой, из поездок привозит им новые экспонаты и материалы для лабораторных работ. Научные статьи, работа над созданием «Атласа гнездящихся птиц Европейской части России», участие в экологических экспедициях, путешествия делают учителя интересным для своих ученикам, а его предмет становится любимым и важным, а для кого-то и самым главным.
Семейные ценности
Оказаться в ЛИТ мечтают многие. А некоторым повезло здесь родиться, что, естественно, не освобождает их от домашних заданий и экзаменов, если они захотят учиться в лицее. Екатерина Алхазашвили преподает историю первый год, помнит себя в ЛИТ с трех с половиной лет, училась здесь с восьмого класса – перешла из другой хорошей школы, где было много подходящих ей гуманитарных дисциплин, в такой уже родной ЛИТ и не жалеет, что много сил и времени потратила на математику, которой заниматься не планировала. Это была ее «плата» за счастье быть там, где ей хорошо.
В разные годы в лицее преподавали мама и бабушка Екатерины Дмитриевны, учились дядя и двоюродный брат. Ее отец – историк Дмитрий Николаевич Алхазашвили – становиться преподавателем не планировал, в ЛИТ оказался, когда он только открылся и сюда поступил его младший брат. Сначала Дмитрий Николаевич преподавал здесь английский язык, а потом просто не смог расстаться с лицеем. Екатерина тоже не сразу распознала в себе учителя, ей хотелось делиться знаниями, и она начала работать в Историческом музее. Но когда появился шанс снова оказаться в ЛИТ, она не стала сомневаться. Да, история в нашем лицее предмет не профильный, и самые заинтересованные ученики ее не выбирают для сдачи ЕГЭ, у них другие приоритеты, но на развитие кругозора лицеистов, на их умение думать, на понимание устройства мира и искренность их любви к Родине знание истории будет влиять всю их дальнейшую жизнь.
То, что в ЛИТ работают целые династии, позволяет ученикам за фактами из учебников видеть тепло человеческих отношений, понимать необходимость внутреннего роста, ведь научные и педагогические эксперименты их учителя уже так удачно поставили не только на поколениях лицеистов, но и на родных детях!
Несколько лет назад накануне традиционной волонтерской поездки в Пушкинский заповедник у группы оказался всего один руководитель вместо двух заявленных – преподаватель литературы и русского языка Елена Мельник. Татьяна Петровна Кравчук, на тот момент бессменный директор ЛИТ, была удивлена смелостью Елены Юрьевны, готовой взять всю ответственность на себя. Помогать ей обещали две студентки, одна из которых ее дочь Вера. Поездка та была не простой, но Елена Юрьевна поняла, что ее дочь – надежный человек, для которого работа в лицее, скорее всего, станет делом жизни.
– Я не делала ничего специально, но Вера неожиданным образом воплощала мои мечты. В детстве мне очень хотелось побыть в роли Снегурочки – она несколько сезонов была в этой роли. Я думала о психологическом образовании – Вера его получила. Все это случилось само собой, без моего вмешательства. И в этом для меня ценность наших отношений. Дочь всегда участвовала во всех проектах вместе со мной, включая благотворительные, что не делало ее ни беспроблемным подростком, ни идеальным учеником, – говорит Елена Мельник.
Сейчас Вера Максимова работает в ЛИТ психологом. Они с мамой дружат и поддерживают друг друга. Вере Дмитриевне приятно, что ее маму любят ученики и что ее интересы постоянно обновляются: в прошлом году Елена Юрьевна проводила свободное время в бассейне и на танцах, в этом году она рисует – берет уроки онлайн – и уже подарила одну свою работу подруге. Есть у Веры в ЛИТ и другой объект для восхищения – это один из первых педагогов лицея, учитель английского языка Ирина Туркина.
– Для меня это человека, который всегда, сколько я ее помню, всем улыбается. Мне кажется в этом секрет долгой молодости Ирины Ивановны. Когда я в этом году узнала о ее юбилее, подумала, что это розыгрыш, – рассказывает Вера Дмитриевна.
Сама она тоже пользуется доверием коллег и детей, даже строптивые подростки приходят к ней за советом, радуясь, что «психологи бывают такими нормальными». Ей, кстати, в свое время тоже повезло в ЛИТ с психологом. Будущую коллегу в ней увидела Галина Игоревна Столярова, с которой теперь их связывают дружеские и профессиональные отношения.
ЛИТ на карте мира
В этом году лицей покинет тридцатый выпуск. И кем бы все эти юноши и девушки ни стали в будущем, все они останутся «народом лицейским» навсегда. Когда мы готовили фильм к юбилею лицея, свои видеопоздравления нам прислали лицеисты всех выпусков из многих стран: США, Англии, Швейцарии, Голландии, Франции… Они заняты разными делами, но их по-прежнему многое роднит. В каждом интервью обязательно встречаются два слова: счастье и ЛИТ. Для них это про дружбу, взаимопонимание, уверенность в себе, нужные знания и правильные жизненные ориентиры.
Преподаватели, ведущие дипломные проекты, считают, что пора им с учениками сделать работу «ЛИТ на карте мира», чтобы наглядно увидеть распространение нашего «народа» по континентам планеты.
…Когда первые лицеисты выбирали себе талисман, им стала улитка. Во-первых, где бы она ни оказалась, ее дом всегда с ней. А во-вторых, она умеет двигаться только вперед. Все наши выпускники такие же. И учителя, конечно, тоже. Мы рассказали сегодня только о нескольких из них. Среди счастливых людей в ЛИТ есть музыканты и поэты, философы и туристы, спортсмены, актеры… Мы здесь учим, учимся, живем. Вы думаете директор у нас откуда? Из ЛИТ! Дмитрий Владимирович Широков – лицеист девятого выпуска.
Елена ВЫШИНСКАЯ, специалист по медиакоммуникациям школы №1533 «ЛИТ»
Комментарии