Так сложилась моя жизнь, что с 4-летнего возраста занимаюсь музыкой, танцами, рисованием, творчеством. Кружки и школы сменились училищем и университетами, но с детством я не расстаюсь и по сей день, так как уже больше десяти лет работаю в детском саду. И деятельность осталась прежней – я пою, танцую, играю, рисую… Окружают меня дети от 0 до 8 лет, мы вместе музицируем, радуемся и грустим. Осень сменяется зимой, весна – летом, так год за годом мы растем. Наш детский сад – большая семья, живущая по своим законам. Воспитатели, специалисты, медики, повара – весь персонал разделяет общие принципы и просто живет в инклюзивном пространстве. А проще говоря, в обществе, где все имеют равные права, будь то ребенок или взрослый.
Работая в сообществе с единомышленниками, находясь с ними на одной волне, побуждающей к постоянному совершенствованию, мы за эти годы выработали методы и технологии воспитания и обучения дошкольников, одинаково эффективные для детей с особенностями развития и для их условно-нормативно развивающихся сверстников, направленные на формирование современной, гармоничной, толерантной личности. Это возможно в рамках совместной работы команды специалистов: дефектологов, психологов, логопедов, музыкальных руководителей, воспитателей в детских садах, центрах, школах.
Музыкальные занятия позволяют вовлечь в процесс творчества, пения, игры всех детей и взрослых. Родители, воспитатели, наши многочисленные гости с удовольствием наряжаются в костюмы и импровизируют вместе с детьми. Кроме огромной радости мы получаем мощный творческий импульс, который побуждает нас созидать наше будущее.
Я предложила методы и технологии музыкального развития для использования в дошкольном воспитании обычных детей и детей с особенностями развития:
Музыкальные занятия в интегративном детском саду.
Музыкальные занятия в группе «Особый ребенок».
Фольклорные игры в интегративном детском саду (в соавторстве с Ильиной-Какуевой Т.И., Кометовой Н.Н, Леонтьевой Е.Е., Цырульниковой В.Л.).
Занятия с интегративной группой детей раннего возраста в лекотеке.
Методики были апробированы в различных образовательных учреждениях Москвы в течение последних 12 лет и дали положительные результаты. Этот опыт был представлен на выездных семинарах и мастер-классах в Москве и за ее пределами: в Балашихе, Перми, Киеве, Душанбе, где был востребован и поддержан специалистами дошкольного образования.
Методики рассчитаны на возраст детей от 1 года до 9 лет. Их можно применять для групповой и индивидуальной работы с детьми в дошкольных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в центрах психологической реабилитации и коррекции, центрах развития и игровой поддержки, музыкальных школах, студиях. Дети в интегративном детском саду изначально имеют разные показатели когнитивного, моторного, эмоционального развития. В результате занятий и комплексного воздействия в целом они получают возможность развиваться наиболее эффективным и позитивным путем. Наш детский сад посещают дети с генетическими отклонениями развития, ДЦП, РДА, речевыми нарушениями и, наконец, условно-нормативно развивающиеся дети, которые составляют 70% от общего числа детей. Такое соотношение нельзя назвать естественным. За многие годы работы мы нашли методы, технологии, а главное, выработали общий стиль воспитания, развития и коррекции в рамках инклюзивного детского сада.
За последние годы количество детей с особенностями развития существенно возросло. В связи с этим назрела необходимость создать условия для пребывания, обучения и развития всех детей в существующих образовательных учреждениях, оснастить их необходимым оборудованием, подготовить соответствующих специалистов, сформировать общественную позицию принятия разных детей. На данном этапе мы стремимся вовлечь как можно больше организаций, специалистов, педагогов, родителей в создание подобных учреждений.
Нам близок опыт зарубежных стран, где дети с особенностями развития посещают обычные районные детские сады и школы. В таких группах, классах на общее число детей приходится всего один-два ребенка с особенностями (как оно и бывает в жизни), а коллектив педагогов и администрация ищут способы сделать их пребывание наиболее плодотворным. Хочу заметить, что и наша система образования готова к таким изменениям. Сейчас в Москве открыто множество служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания, интегративных групп. Есть школы, работающие в рамках эксперимента, которые берут на себя смелость и ответственность включать детей с особенностями в образовательный процесс. Это сложно, но крайне необходимо, так как наша задача – воспитать новые поколения в поле принятия и любви к ближнему, а детям с особенностями дать равные стартовые возможности для получения образования и развития.
Музыкальная терапия позволяет сделать процесс инклюзивного обучения, развития и коррекции наиболее успешным. Совместное музицирование приносит радость, снимает ненужные комплексы и барьеры, стимулирует речь, моторику, способствует формированию гармоничной личности, способной к творчеству, что в равной степени актуально для всех детей. Музыкальные занятия были и остаются востребованными детьми и родителями, так как очень быстро делают всех активными участниками процесса музицирования, совместного творчества, пения, танца, игры на музыкальных инструментах. Как известно, ведущая деятельность дошкольника – игра. Значение этого понятия можно рассматривать в широком смысле. Так, игра на музыкальных инструментах становится для многих если не профессией, то увлечением и радостью на всю жизнь. А совместные пение, танец, игра, инструментальное музицирование дают мощный позитивный заряд для всех и каждого в отдельности.
Мне, как педагогу, было сложно трансформировать свое сознание и сделать процесс творчества, игры центральным и основополагающим в своей работе. Нас долгие годы в отечественной педагогике учили стремиться к конкретному результату, опираясь на формирование и отработку навыков. В рамках нашего подхода результаты получаются отличные, но как побочный продукт совместной творческой деятельности и музицирования. И часто трудно убедить в этом педагогов или экспертов, не имеющих такого опыта работы с детьми.
У меня, как у музыкального руководителя, есть весь необходимый арсенал современных технических средств, которые служат наиболее эффективному вовлечению современного ребенка в процесс музыкального творчества: цифровое пианино, синтезатор, музыкальный луч «Саунд Бим», караоке, ноутбук с игровыми музыкальными программами.
Конечно, все хорошо в меру, и прежние привычные виды музыкальной деятельности, такие как пение, слушание, элементарное музицирование, движение под музыку, игры, творчество, все равно остаются первостепенными. Только человек может передать другому человеку умение взаимодействовать, говорить, думать, петь, танцевать, играть на инструментах. Поэтому мы, педагоги, будем еще долго востребованы! А чтобы наша работа была более эффективной, необходимо ввести в программы музыкальных факультетов педагогических колледжей и вузов курсы музыкальной терапии или модули «Музыка в лечебной педагогике», а также проводить курсы повышения квалификации по этой теме.
В настоящее время в Москве много делается в рамках развития инклюзии (включающего обучения), и специалисты должны быть готовы работать с разными детьми, в том числе с детьми с особенностями развития.
Я надеюсь, эта тенденция сохранится и в будущем. И это будущее будет более открытым и светлым для всех.
Екатерина ФОНДОРКА, музыкальный руководитель детских садов №№288 и 1465
Комментарии