Все преходяще, а музыка – вечна. Вечна гармония, душа – человека или народа, воплощенная в мелодии. Впрочем, давно ли мы ее слышали, вечную музыку? Телекакофония и радиовопли – не в счет.
Порадуемся за школьников – у них есть уроки музыки. Позавидуем педагогам, сумевшим сохранить виниловые пластинки с записями классики, советских песен… Но таких счастливчиков, согласимся, немного. Потому что “новое время – новые песни”, да и у проигрывателей школьных иглы давно затупились. И что же делать тем, кто хочет музыку вечную слушать, слышать?
Для них есть Антология. Русской и западноевропейской музыки XI-XX вв. (составители Алина и Юрий Зверевы). Пятьдесят одна аудиокассета (уж магнитофон-то в каждой школе найдется!), более тысячи шедевров в исполнении выдающихся певцов и музыкантов, 78 часов звучания. Антологию авторы-составители, сами большие любители и знатоки музыки, задумали еще в начале 90-х, когда фирма “Мелодия” практически “отпелась” и тысячи школьных педагогов оказались в очень тяжелом положении.
И вот, преодолевая неизбежные во всяком новом начинании трудности, Зверевы добились главного – Антология есть! В прекрасном оформлении – красивую коробку с аудиокассетами и солидный каталог приятно взять в руки; с превосходным качеством звучания – объединение “Доминанта” его гарантирует, с полным (и даже сверх) попаданием в школьную программу. Вот и Управление общего среднего образования Минобразования РФ одобрило новинку: “Антологию… можно рекомендовать к использованию в общеобразовательных учреждениях на уроках по предмету “Музыка” и “Мировая художественная культура”, а также во внеклассной воспитательной работе в системе дополнительного образования”. А рецензенты из МПГУ добавляют, что и школам искусств, и музыкально-педагогическим училищам Антология – большое подспорье и долгожданный подарок. Да и родителям, желающим, чтобы их дети знали не только Земфиру и “Ногу свело”, Антология – помощь незаменимая. Судите сами. Если перечислить одни разделы: “Русская старинная и духовная музыка XI-XX веков”, “Русская музыка XIX-XX вв.”, “Русские народные песни”, “Русский городской романс XIX века”, “Русские народные музыкальные инструменты”, “Обзор джазовых стилей”, “Песни российских композиторов 30-80-х годов”, “Музыка народов СНГ и ближнего зарубежья”, “Западноевропейская музыка XI-XVIII веков”, “Иоганн Себастьян Бах”, “Венские музыкальные классики”, “Западноевропейская музыка XIX века” и, наконец, “Музыка XX века”. Одно перечисление, и перед нами – настоящая музыкальная Вселенная. В которой вокалисты – от Ирины Архиповой до Бориса Штоколова (а между ними и Пласидо Доминго, и Монсеррат Кабалье, и, разумеется, Федор Шаляпин); дирижеры – от Аббадо до Эрмлера (Владимир Федосеев и Евгений Светланов, разумеется, не забыты); скрипачи, органисты, пианисты… А Георгий Свиридов с его волнующими пушкинскими темами? А Лидия Русланова, поющая “Степь да степь кругом”? А вальсы Шопена, концерты Моцарта?
Итак, порадуемся друг за друга – музыка вечна. От нас требуется совсем немногое – услышать ее.
Мария СОЛНЦЕВА
Комментарии