Нарьян-Мар, город за Северным полярным кругом, где летом ненамного теплее, чем зимой, а 40 градусов мороза считается нормой, очень поющий город. Неудивительно, что учителем года-2019 Ненецкого автономного округа стала учитель музыки Алла Александровна РОГОЗЯНСКАЯ.
– Дети должны видеть счастливых, улыбчивых учителей, чтобы им хотелось учиться вместе с этими педагогами, – считает Алла Александровна. – Я стараюсь сделать так, чтобы на музыку дети шли с радостью, не боясь, что их ждет очередное испытание. Это ведь творческий урок, он должен окрылять, вдохновлять. Поначалу, конечно, было сложно. Не понимала, почему не выходит, как планировала. Вроде план составлен, технологическая карта урока готова, все продумано. А у детей вдруг оказываются свой план, свои вопросы, которые важно обсудить именно сейчас. С годами все встало на свои места. Бывает, что приходят ребята после трудного дня, а у меня тема тоже непростая – сложные произведения Баха или Бетховена, к примеру. Посмотрю на них и меняю тему. Пускай они душой отдохнут, тогда и восприятие будет лучше. Ищем вместе ответы на вопросы, докапываясь до истины, творим, сочиняем, проживаем урок. И я благодарна судьбе за то, что музыка позволяет «идти от ребенка», учитывать настроение детей, понимать, готовы ли они сегодня, сейчас воспринимать то, что я хочу им дать.
На судьбу Алла Александровна не жалуется никогда. Она вообще человек благодарный. Послушать ее, кругом хорошие люди, талантливые дети, а жизнь прекрасна и удивительна. Счастье – это ее способ существования: она умеет видеть радость в череде будней и большой смысл в том, что делает.
– В моем случае профессия – это судьба, – рассказывает она о себе. – Как бы ни складывалась моя жизнь, она медленно, но верно вела меня к педагогике. И я понимаю, не напрасно: школа – моя стихия. Вот ты заходишь в школу, и тебя тут же встречает, подхватывает и несет в бурлящую школьную жизнь гул детских голосов. Сразу забываешь обо всем. Любые жизненные неурядицы, проблемы – все становится абсолютно неважным, потому что тебя ждут дети. Вот они, девчонки и мальчишки, не сводят с тебя глаз. Они доверяют тебе и ловят каждое сказанное тобой слово. Потому что ты учитель!
Учителем она быть не собиралась, но музыку любила, кажется, всегда. В далекие 80‑е мама отправила Аллу из холодного Нарьян-Мара в жаркий город Баку, к бабушке. Алла поступила во второй класс школы. На первом этаже располагался небольшой кабинет, где несколько детей обучались игре на фортепиано. Туда и отвела ее бабушка.
– Меня встретила миловидная женщина средних лет с красивыми синими глазами и добрым характером, – вспоминает Алла Александровна. – Под ее чутким руководством я начала играть на фортепиано. Татьяна Васильевна – так звали эту замечательную женщину и моего первого проводника в мир музыки. Я всегда с большой теплотой вспоминаю о ней. Потом менялись города, школы, учителя, но Татьяна Васильевна была первой и лучшей моей наставницей. И мне кажется, раз судьба меня привела в эту профессию, то я должна быть на нее похожей. То есть лучшей для детей, чтобы оставить в их жизни след, направить на истинный путь.
После школы Алла планировала стать психологом, упорно готовилась и поступила в Санкт-Петербургский университет. Успешно проучилась первый курс, строила планы… Но случилось несчастье – умерла мама. Пришлось вернуться домой. Чтобы спастись от всепоглощающего горя, поступила в Нарьян-Марский педагогический колледж, где готовили учителей музыки. Профессию себе не представляла, о будущем тогда думалось плохо. Но после училища пришла работать в школу-сад, где оказался очень дружный коллектив, окруживший юную учительницу таким теплом и заботой, что ей тоже захотелось делиться любовью к людям. Психологический факультет она так и не окончила, высшее образование получила в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств, но психология, которой она по-прежнему интересуется, ей пригождается и дома, и в школе. Дома она мама четверых детей, а в школе – учитель музыки, классный руководитель 10‑го класса, который раскрывает ей свои тайны, и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Я не боюсь экспериментировать. Зачастую могут помочь песни. Они могут быть фольклорные, эстрадные, шуточные, патриотические, военные, авторские. Важно, чтобы в них были душа, смысл. Чтобы песня учила главному – быть гражданином и патриотом своей страны, но прежде всего – человеком. И сейчас, оборачиваясь назад и глядя на свою педагогическую деятельность, понимаю, что, пожалуй, мне это удалось. Конечно, получалось не все и не сразу. Были взлеты и падения. Каждый урок – это личный маленький подвиг. Лишь спустя годы я нашла этому объяснение. Оказывается, недостаточно получить педагогическое образование, гораздо важнее найти общий язык с детьми, научиться вести с ними диалог, понимать их.
Человечность, по мнению Анны Александровны, – главное качество учителя. Однажды к ней после концерта подошла певица: «Помните меня?» Оказалось, много лет назад Катя недолго училась у Аллы Александровны. Всего несколько уроков изменили ее жизнь навсегда. Девочку поразили слова учителя: «Катя, давай споем вместе, мы без тебя не можем, мы ведь класс». Потом ее быстро забрали родители, переехав в другой район, но Катя поверила учительнице: без нее действительно невозможно петь. Сейчас ей за 30, но поет до сих пор, Алла Александровна стала первым человеком в жизни девочки, который объяснил ей, насколько она важна и нужна… Впрочем, не всегда дети бывают легкими. Был у Аллы Александровны как-то первоклассник, который первое время упорно сидел под партой, ни на кого не глядя, приходили ребята, которые затыкали ладошками уши, чтобы не слышать. Но насильно приобщать к прекрасному не ее метод.
– Проблема скорее социальная, психологическая, – рассуждает она. – Я не заставляю ребенка. Пускай ведет себя так, как комфортно, если никому не мешает, потом потихоньку выясню, в чем дело, не дергая лишний раз. Расслабится, поймет, что его тут не обидят, поверит. Никогда не наказываю детей, не ставлю двойки. На мой взгляд, двойка – это оценка не ребенку, а учителю, значит, ты не достучался, не затронул нужные струны души. Всегда говорю ребятам, когда они готовят проекты, что в первую очередь они должны быть интересны им самим, тогда можно увлечь и других.
Собственно, в этой же формуле и секрет самой учительницы музыки: ей интересно то, чем она занимается. Говорит, что она человек непубличный, ее дело – раскрывать таланты детей, а не показывать себя. На конкурсах иногда поет в дуэтах со своими ребятами, но только для того, чтобы поддержать, если ребенка пугает сцена. Поэтому на «Учителе года» ей было особенно трудно: одно дело – жить в своей стихии, школе, другое – выставлять свои умения на суд строгого жюри. Но ей это было нужно, хотела посмотреть на других. И не разочаровалась.
– «Учитель года» меня поразил людьми, – говорит Алла Александровна. – Я увидела, сколько у нас в России прекрасных, талантливых педагогов. И ведь это только их небольшая часть!
Музыка на ее уроках – это гораздо больше, чем звуки: и история, и география, и русский язык, и математика. Ученики Рогозянской знакомятся с нотной грамотой, слушают, поют, разгадывают викторины и шарады, которые она сочиняет сама. Не только узнают, что, к примеру, первый официальный гимн «Молитва русских» в нашей стране появился в 1816 году за авторством Василия Андреевича Жуковского, но учатся анализировать музыкальные произведения через выражение собственных чувств и мыслей, высказывать собственное мнение об их содержании. Готовят проекты о джазе, изучают современную молодежную культуру, составляют десятки и пятерки песен для хорошего настроения. И сочиняют сами, ведь нельзя наступать на горло песне. Играют на музыкальных инструментах, причем таких, названия которых многие даже не слышали. Например, знаете ли вы, что такое вывко? А юные умельцы средней школы №1 города Нарьян-Мара могут даже его смастерить. Вывко – это шумовой музыкальный ненецкий инструмент, гуделка из маленькой кедровой или сосновой дощечки, сквозь два отверстия в которой продета прочная нитка из оленьего сухожилия. Так что урок музыки интересен и гуманитариям, и технарям, и рукодельникам.
– Каждый новый урок музыки – это неустанный педагогический поиск, – говорит Алла Александровна. – Ищем, экспериментируем, импровизируем с детьми. В каждом классе один и тот же урок обязательно проходит по-разному. Одни дети забросают сотней тысяч «почему?», другие увлекутся творчеством, третьи будут проникновенно внимать звукам музыки. И каждый класс хорош по-своему. Часто я слышу: «Как быстро пролетел урок!» Они действительно пролетают. Но каждый ребенок – это маленькая страничка в моей жизни, маленькая история. Каждый из моих учеников меня вдохновляет на творческий поиск, на использование различных подходов, методов и приемов. И мне хочется достучаться до них с помощью прекрасного мира искусства, воспитать в них духовность, чувство сопереживания, терпимости, вырастить тонких ценителей прекрасного. А самый лучший результат – это успешность моих ребят. Мои первые ученики уже взрослые женщины и мужчины. У всех свой путь, своя судьба, но мне приятно видеть, когда они связали свою жизнь с музыкой. И я надеюсь, что в этом есть и моя заслуга.
Нарьян-Мар действительно очень поющий город. И в этом тоже немалая заслуга Аллы Александровны Рогозянской: она дала жизнь уже второму постоянно действующему детскому хору. 14 лет отработав в одной школе, пришла в школу №1 с углубленным изучением отдельных предметов имени Спирихина и тоже создала хор. Для нее это не просто собрание поющих детей, а особая «ячейка общества», как большая семья, где каждый, обладая своим голосом, вкладывает свою частичку в создание общей гармонии.
– Жизнь заиграла новыми красками, – делится Алла Александровна. – Так хорошо меня поддержали и коллеги, и дети, что быстро стали участвовать в традиционной битве школьных хоров, становиться лауреатами. Половину хора составили мальчишки, причем старшеклассники. Я об этом мечтала долго, но как-то не получалось, обычно мальчики стесняются, смущаются. А тут сами бегут на занятия. Нам субботних часов, отведенных под хор, мало, собираемся и после уроков. Выпускники забегают на репетиции, проведывают, у нас общие беседы в соцсетях. Дружат независимо от возраста.
Пение – самый доступный вид музыкального искусства, и в суровых условиях, по мнению Аллы Александровны, без него трудно: как утверждают медики, оно укрепляет и оздоравливает организм. Дети, поющие в хорошем хоре, решают очень важные для них жизненные задачи. Чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей, и приходит осознание, что, когда все поют вместе, получается хорошо и красиво. Наверное, только так и можно выжить за полярным кругом – вместе, дружно, делясь друг с другом своим теплом, считает Алла Александровна.
Комментарии