В нашей школе учатся мальчики и девочки с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И посещают они эту школу с большим удовольствием, огорчаются, когда наступают каникулы и выходные дни, потому что не хотят покидать стены школы. Все потому, что учебная деятельность детей тесно сопряжена с применением новейших технологий на коррекционных занятиях. И рядом с ними люди, которые очень их любят.
Учатся в школе и дети, у которых существуют особенности психофизического развития: ментальные нарушения, тяжелые нарушения речи, синдром дефицита внимания, расстройство аутистического спектра. И в работе с такими детьми нужно, просто необходимо, применение эффективных коррекционно-образовательных технологий. Таких, как наш компьютерный комплекс биоакустической коррекции «Синхро-С».
– А какую музыку мозга я сегодня буду слушать?
– Как всегда, мое настроение разноцветное, как волны на графике?
– А сегодня я хочу слушать космическую музыку…
Это вопросы детей не на уроке музыки. Это рассуждения детей, с которыми занимаются на аппаратном оборудовании биоакустической коррекции.
Метод биоакустической коррекции – это отечественная разработка, которую запатентовали ученые и практики из Института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук. Данное оборудование эффективно при проведении коррекционных занятий с детьми, имеющими сочетанные нарушения в развитии.
На занятиях специалист подбирает готовый звуковой вариант программы в соответствии с эмоциональным и психофизическим состоянием ребенка. Прослушивая акустические звуки, мозг ребенка непроизвольно самонастраивается, тем самым происходит гармонизация звуковых сигналов, которые ребенок воспринимает как собственно сочиненное музыкальное произведение мозга.
Два-три курса занятий в течение учебного года (от количества проведенных курсов зависят эффективность и результативность занятий) благоприятно воздействуют на речевое развитие ребенка, позволяют улучшить психоэмоциональное состояние, нивелируя негативные вспышки настроения ребенка, способствуют снижению эмоциональной напряженности и утомляемости, повышению адаптационных возможностей ребенка и его мотивации к учебной деятельности.
Все специалисты, работающие на аппарате БАК, вместе с руководителем школы прошли сертифицированное обучение в Санкт-Петербурге и постоянно повышают свою квалификацию в данной области.
Не менее интересно и актуально использовать в коррекционной работе с детьми, имеющими детский церебральный паралич, статическую стабилометрическую платформу, которая представляет собой напольную платформу, подключаемую к компьютеру с помощью специального программного обеспечения, для формирования канала биологически обратной связи.
Данную платформу в своей работе специалист может использовать как часть коррекционного занятия. Чтобы разнообразить и наполнить занятие физической активностью ребенка, специалист сочетает двигательные упражнения с речевыми.
На занятиях с использованием данного оборудования развиваются не только координация движений, физическая ловкость и навыки владения своим телом, но и когнитивные и эмоционально-волевые функции ребенка. В процессе занятий улучшаются концентрация внимания, память, способность планировать свою деятельность, тренируется слухо-моторная координация.
Иными словами, все то, что помогает ребенку усваивать программный материал, адаптироваться к различным видам деятельности, учиться с удовольствием.
И еще одно интересное оборудование есть в нашей школе. Речь идет о методе Томатиса. Нельзя сказать, что это новая технология, так как в мире ее используют уже давно. Но в России работа на данном оборудовании стала проводиться сравнительно недавно.
Томатис-терапия названа в честь своего создателя Альфреда Томатиса – французского врача-отоларинголога. В качестве звуков в томатис-терапии на 80% используется музыка: зачастую Моцарт, вальсы и григорианский хоралл, а также записанные голоса матери, педагога и самого ребенка.
Подобраны музыкальные произведения и звуковые форматы не случайно. Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий частотный спектр. При прослушивании голоса матери во время сеанса ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал в первые месяцы развития, еще не появившись на свет.
Детям чрезвычайно интересны музыкальные коррекционные занятия.
К слову сказать, чтобы работать на данном оборудовании, обучение было пройдено в Варшаве, в Международной школе томатис-терапевтов.
Что же обретают дети на занятиях, прослушивая музыкальные произведения? Развитие речевых и коммуникативных способностей, когнитивных и моторно-двигательных функций, профилактику эмоциональных и поведенческих расстройств, улучшение социальной активности и качества значимых функций. А также получают эстетическое удовольствие. Вы не поверите, дети два часа наслаждаются классикой – настоящей мелодией души!
Одним словом, коррекционно-реабилитационная работа в нашей школе с использованием аппаратных методик становится более качественной, интересной, продуктивной и социально ориентированной. И в сочетании с традиционными методиками это способствует увеличению эффективности работы педагогов и специалистов, а главное – помогает учащимся быстрее адаптироваться в учебном процессе и обеспечивает их успешную социализацию.
Елена БАБУШКИНА, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31;
Элла ВОРОБЬЕВА, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №31
Комментарии