search
main
0

Музыка их связала: студенты-педагоги Колледжа РосНОУ провели открытый урок по музыкальному воспитанию

Коррекционная педагогика в начальных классах – сложная, комплексная специальность. Помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания она опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. А первый выпуск будущих педагогов по коррекционно-развивающему обучению Колледжа РосНОУ – еще и на высказанную древним китайским философом Конфуцием идею о всестороннем и гармоничном развитии личности, которая выдержала испытание временем и остается актуальной по сей день.

Любимая цитата Елены ЮДИНОЙ: «Душа под музыку странствует. Странствует-изменяется. Вся моя жизнь – под музыку» (Марина Цветаева)

Выпускницы прежде всего являются учителями начальных классов: общеобразовательных, коррекционных и коррекционно-развивающих. Они должны знать и учитывать потребности детей с особенностями здоровья, поскольку в классах у каждой будут ученики с нарушениями развития. Как отметила преподаватель теоретических основ математики и методики преподавания в начальных классах Оксана Викторовна Дорошенко, инклюзивное образование повсеместно внедряется в общеобразовательные школы России, поэтому профессия, освоенная девушками, востребована на рынке труда.

– Наши выпускницы очень трудолюбивые, талантливые, заинтересованные в своей специальности, успешно прошли практику в московской школе №830, в коррекционном отделении, где учатся дети с умственной отсталостью. По отзывам педагогов, студентками Колледжа РосНОУ они довольны. Уроки получились интересными. Девушки показывали, как использовать развивающие пособия на уроке, чтобы ученики могли удерживать внимание, слышать и слушать учителя, продемонстрировали освоение всех педагогических навыков на уровне профессиональных стандартов, – подчеркивает Оксана Викторовна Дорошенко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специального дефектологического образования ГИ РосНОУ.

Девушки также сдали профессиональные модули «Классное руководство», «Внеурочная деятельность», «Общеобразовательные предметы», овладели профессиональными компетенциями, связанными с искусством. А открытый урок по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» решили провести в формате театрализованного концерта.

– Предмет строится по видам деятельности: слушание музыки с последующим анализом, хоровое пение, музыкально-ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальная импровизация. На открытом уроке пять девушек показали свой уровень владения мастерством педагога и исполнителя. Староста группы Варвара Пьенэ руководила процессом, вместе с подругами Анной Полещук, Дарьей Коваль, Ангелиной Каньшиной и Ариной Стрункиной они отвечали за театрализованные элементы, концепцию представления, создание зрелищного образа, а репертуар подбирала я, – делится Елена Ивановна Юдина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического образования Гуманитарного института РосНОУ.

Поскольку в перспективе выпускницы направления «Коррекционная педагогика» будут работать в классах коррекции и школах-интернатах с детьми с особенностями здоровья, они отлично знают, что музыкальное воспитание незаменимо для раннего развития. Как подчеркивает Елена Ивановна, существует такое понятие, как межполушарная асимметрия. Это явление означает неравнозначность функций левого и правого полушарий в моторной, психической и сенсорной деятельности человека. Традиционно разделяют людей на левополушарных и правополушарных, но есть также и третий тип людей, у которых нет четкой доминации одного из полушарий. Асимметрия головного мозга не является постоянным и стабильным явлением, можно самостоятельно с помощью тренировок и занятий стимулировать большую активность одного или другого полушария.

Человек с ОВЗ может не иметь достаточного уровня межполушарных взаимодействий и не развиваться гармонично, иногда оставаясь на уровне бытовых элементарных практических умений. Когда же такой ребенок знакомится с музыкальным произведением, включается правое полушарие, оно всегда доминирует при занятиях музыкой и другим искусством. Тем не менее, доминируя, правое полушарие устанавливает гармоничные отношения с левым за счет процессов восприятия, «слежения» за течением музыки, сравнения, охвата целого. Получается, что развитие левого полушария происходит за счет правого. Музыкально-ритмические движения развивают моторную систему, возникает эмоциональный ответ, и в нем левое полушарие тоже участвует. Поэтому, резюмирует Елена Ивановна, для ребенка с ОВЗ музыкальное воспитание – возможность шагнуть вперед в плане общего развития.

– Ученые-биологи утверждают, что концентрация соляной кислоты в желудочном соке волка значительно превышает человеческую. Животное может переварить камень без ущерба для собственного здоровья. Если человек не будет развиваться гармонично, его обмен веществ будет приближаться к уровню дикого животного, что, может, и позитивно с точки зрения пищеварения, но негативно сказывается на социальной составляющей. Установлено, что общее развитие позволяет индивиду на максимально возможном уровне уйти от животного начала. Роль каждого развивающего фактора невозможно заменить ничем другим. В том числе музыкального и физического воспитания. Чтобы ребенок развивался гармонично, необходимо его участие во всех видах полезной деятельности, связанной с формированием у него мировоззренческих и культурных ценностей, – рассказывает Елена Ивановна Юдина.

Российский новый университет заинтересован в преемственности уровней образования. Преподаватели искренне желают, чтобы выпускницы после колледжа продолжили учебу в вузе.

– Я уверена: не стоит останавливаться на достигнутом, нужно стремиться выше и дальше, например по направлению «Специальное (дефектологическое) образование (логопедия)», поскольку профессии смежные, одна перетекает в другую. Потом, возможно, идти в магистратуру, аспирантуру. Но главное – успехи в работе с детьми в образовательных организациях. Студентки пробовали, у них получается, им самим нравится взаимодействие с учениками, в том числе с особенностями здоровья, – подчеркивает Оксана Викторовна Дорошенко.

Педагогическая практика не избавляет человека от его животного начала, но помогает реализовать концепцию гармоничного развития на практике. В разработке методики общего музыкального воспитания, которую сейчас применяют коррекционные педагоги в РосНОУ, принимал участие русский композитор и музыковед Борис Владимирович Асафьев. Реализацией этой системы на практике занимался советский композитор, дирижер, пианист, педагог и публицист Дмитрий Борисович Кабалевский. Как говорили в народе о последнем, он нес людям радость и учил их радоваться, искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться…». В том числе и особые дети. Выпускницы Колледжа РосНОУ обязательно этому помогут.

Алена ЮРЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте