search
main
0

Музыка. Дополнительное образование. Размышления строгого эксперта

Вот уже несколько лет подряд я работаю экспертом на Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей», проводимом «Учительской газетой». Считаю, что мне посчастливилось, потому что я имею прекрасную возможность ознакомиться с опытом коллег из разных уголков нашей страны. Когда я читаю работы, всегда настраиваю себя на радостное предчувствие новых встреч, интересных педагогических находок и открытий. И искренне радуюсь, когда предчувствие сбывается.Но нахожу и множество проблем, которые вызывают такое же множество вопросов, о чем, поверьте, я искренне сожалею.

Итак, первое, что печалит меня в присланных материалах (и не только в конкурсе этого года), – это неверно сформулированные цели уроков или занятий. Цели формулируются настолько общо, что замерить итоги урока, занятия или внеклассного мероприятия просто невозможно. Может быть, при встрече участники нашего заочного конкурса сказали бы мне так же, как отвечают учителя, с которыми я общаюсь в реальной жизни: «Нас так когда-то учили формулировать цели». Может быть, и учили. Но теперь, когда учителя прошли определенный путь, не только теоретический (учили), но и практический, готовы поделиться своим опытом, посылая свою работу на конкурс, они, думается мне, могут проанализировать, что делают и с какой целью. Формулировки «воспитывать любовь…», «продолжать развивать….» звучат слишком неконкретно для определенного занятия, через сорок минут невозможно замерить результат. Еще один любимый тип формулировок: «рассказать детям…», «показать…», «дать представление о…» и т. д. Самое интересное, что когда по этим формулировкам учитель впоследствии анализирует урок, то все прекрасно получается – и рассказал, и показал, и дал! А вот были ли там вообще дети и зачем надо было рассказывать, показывать и давать – непонятно. Кому от этого стало лучше, что изменилось? Это же касается и формулировок тем занятий. Так, в одном из представленных на конкурс тематических планов я с удивлением увидела следующую «расфасовку»: тема «Горе» – 3 часа, «Гнев» – 3 часа, «Радость»… И никаких других пояснений. Обрадовало лишь то, что представленное на конкурс занятие из этого плана все-таки имело вполне понятное название – «Доброта согреет мир». Возникает вопрос – насколько осознанно учителя принимают участие в конкурсе? Иногда складывается впечатление, что их кто-то просто заставил послать материал. Наверное, и работа на местах видна, и положительные результаты есть, отчего бы не положить в порфолио и признание на более высоком уровне? Есть программа летнего оздоровительного лагеря – посылай, не раздумывай. Но отчего бы не задуматься, что в своем основном виде такая программа со всеми ее составляющими пишется по всей России и ни для кого не является открытием? Отчего бы не задуматься, что же такого делаете именно вы, что получается у вас лучше, чем у других? Что изобрели именно вы и чем щедро хотите поделиться со своими коллегами и единомышленниками?Согласитесь, педагогам, работающим в летних оздоровительных лагерях, гораздо интереснее ознакомиться непосредственно с разработками интересных мероприятий, которые реально провести в школьных помещениях и на пришкольных участках летом. Есть работы, которые поражают своим объемом. Вот где, кажется, огромная копилка полезного опыта. Например, описание невероятного количества игр на свежем воздухе, проводимых во время школьных перемен. Действительно, работа колоссальная, багаж большой, многим может пригодиться. Но вспомним, что конкурс, в котором участвуют представленные материалы, – это конкурс методических разработок, а значит, здесь есть возможность представить не только что можно сделать, но и как это сделать. А вот здесь и появляются вопросы. Все ли игры – это авторские разработки? Очевидно, нет. По какому принципу они отбирались, какова роль детей в выборе той или иной игры? Почему надо утверждать чуть ли не на педсовете план игр на следующую неделю? Если все так серьезно, то почему бы автору не дать рекомендации по диагностике результативности данной оздоровительной системы? А уж установка «дети, отнесенные к специальной медицинской группе, во время подвижных перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой (аттракционные игры) или гуляют на свежем воздухе по своему усмотрению» кажется по меньшей мере странной.И еще один момент, на котором мне хотелось бы остановиться. Наверное, не случайно в критериях оценки конкурсных работ есть такой показатель, как «активное участие детей в подготовке и проведении мероприятия, реализации программы». Во многих разработках главное действующее лицо – учитель. Этот атлант все смело берет на себя: и цели ставит («формирование доброты через элементы внушения»), и вопросы задает («Если ты выйдешь замуж, то почему?»), и, если захотите, в образе известной эстрадной дивы появится, и даже сам (!) выводы делает («Итак, чтобы быть счастливым, человек должен: посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка в любви, терпении и милосердии»). Вроде бы все правильно. Но почему же тогда так грустно?​Елена СИДОРОВА, учитель музыки средней школы №16 Вологды, методист Вологодского института развития образования, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-1995»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте