Одним из распространенных заблуждений является мнение о том, что развивать интеллектуально могут только “серьезные” учебные дисциплины – математика, физика и подобные им. Музыка же развивает, мол, только эмоции, чего явно для современного человека недостаточно и тем более недостаточно для поступления, например, в вуз. Большинство людей, далеких от школьных музыкальных уроков, посчитают ненужным и учебники по музыке. Какой от них прок? Ноты, слова к песням, рассказы о композиторах – это, конечно, хорошо, только где же здесь развитие интеллекта?
Однако в учебнике для 4-го класса (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. – М.: “Просвещение”, 2000) мы можем найти огромное количество заданий на сравнение музыкальных произведений. Например, сравнить русскую народную песню и хор В.Шебалина с одинаковым названием “Зимняя дорога”; мелодии молитв с русскими народными песнями; фортепианную пьесу М.П.Мусоргского “Старый замок” и средневековую “Песню рыцаря”; главную мелодию 1-й части Третьего фортепианного концерта С.В.Рахманинова и мелодии П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского. Результатом же сравнения всегда является нахождение общего и различного, или, говоря языком психологии, мыслительный акт.
Четвероклассникам адресуются также исследовательские задания. Их можно разделить по крайней мере на две условные группы. Первая, общехудожественного направления, помогает выявлять эстетические закономерности, присущие разным видам искусства. Так, познакомившись с рахманиновской мелодией, ученик побуждается найти “стихи о родном крае, созвучные этой музыке”, поразмышлять, “какая музыка русских композиторов созвучна образному строю иконы А.Рублева” (имеется в виду знаменитая “Троица”), сделать вывод, “что объединяет музыку балета Игоря Стравинского “Петрушка” и картину Б.Кустодиева “Балаганы”. Очень важно, что подобные задания задействуют синтез многих искусств, расширяя поле духовного воздействия музыкального искусства и заставляя детскую мысль работать в “эстетическом” пространстве.
Вторая группа реализует поиск специфических музыкальных закономерностей. Здесь ученик проявляет свою музыкальную компетенцию, умение быть грамотным слушателем и даже потенциальные композиторские дарования. Например, на стр. 13 помещен вопрос: “Каким солирующим инструментам ты доверил бы сыграть мелодию “Вокализа”, а каким – сопровождение?” (Речь ведется о произведении С.В.Рахманинова). Чтобы ответить на этот вопрос, школьник должен, во-первых, вспомнить музыку произведения; во-вторых, продифференцировать особенности звучания мелодии и сопровождения; в-третьих, держать в уме содержание понятия “солирующий инструмент”; в-четвертых, перебрать мысленно знакомые ему музыкальные инструменты; в-пятых, соотнести звучание каждого с особенностями мелодии “Вокализа”; в-шестых, выбрать наиболее подходящий музыкальный инструмент для солирования; в-седьмых, таким же методом определиться с музыкальными инструментами, исполняющими сопровождение. Как видим, здесь есть где “разгуляться” не только чувству, но и мысли.
При изучении оперы “Иван Сусанин” М.И.Глинки, вслушиваясь в музыку Сцены в лесу (4-е действие), ребята должны найти ответ на вопрос: “Что позволяет понять, где в опере “говорят” русские, а где – поляки?” Этим стимулируется активное овладение закономерностями интонационной природы музыки, что составляет ее подлинную основу.
Конечно же, есть в учебнике и разнообразные творческие задания на сочинение мелодий, в том числе на заданных звуках, и многочисленные задания спеть и даже “разыграть” песню. Не задействуя интеллектуальной сферы, ни эти, ни какие-нибудь другие творческие задания, как известно, выполнить невозможно.
Вот и получается, что, занимаясь музыкой, ребята оттачивают и свой ум.
Елена ЮДИНА
Комментарии