Многие из нас задаются вопросами: как выучить иностранный язык? Какой метод наиболее эффективен? В каком возрасте стоит начинать изучение? Учителя в свою очередь ищут ответ на вопрос: как научить ребенка или взрослого общаться на иностранном языке?
Этот вопрос задавала себе много раз и я, работая в школе учителем английского языка. Приобретя 20‑летний опыт в виде работы с разными УМК, абсолютно всеми возрастными группами учащихся и столкнувшись со многими проблемами школьной организации учебного процесса, я решила оставить школу, но продолжить заниматься любимым делом, используя накопившийся опыт в благих целях.Мне повезло, и я начала реализацию своих творческих идей в детском музыкальном театре «Домисолька», не переставая удивляться, насколько приятным может быть процесс обучения, когда ты четко представляешь цели и сам прокладываешь пути их достижения. Однажды я подсмотрела лозунг на курсах в школе Китайгородской, с которой мне посчастливилось даже сотрудничать: «You must enjoy!» Он означает, что и ученик, и учитель просто должны получать удовольствие от процесса обучения. Это стало возможным именно в стенах театра.Язык, как известно, – средство общения, и не всегда только вербальное. Мы общаемся, используя не только слова, но и мимику, жесты, интонацию. Зная эту особенность, может показаться интересным тот факт, что песни, рифмовки, скороговорки, стихи, то есть ритмически оформленный языковой материал, могут являться ведущим средством в обучении английскому языку, что делает процесс обучения легким, эмоциональным, а запоминание лексики и грамматики – эффективным. Такая особенность языка подсказала выбор средств в моей педагогической практике и явилась основой для создания авторской программы «Музыкальный английский», где песни, рифмовки, стихи, поговорки являются не столько целью обучения, сколько средством наряду с жестами, мимикой, интонацией, ритмическими движениями. Они помогают запоминать лексический материал, вспомнить в нужный момент необходимое слово, являясь как бы специфическим кодом для этого.В названии предмета «Музыкальный английский» скрыт двойной смысл. С одной стороны, в основе всех наших занятий лежит музыка. С другой – сам английский язык отличается особенным ритмическим строем, что, несомненно, может иметь такой эпитет в названии предмета.Как оказалось, мои творческие находки нашли отклик у молодой аудитории (возраст моих учеников 6‑8 лет). Ребята приняли эстафету, начав сочинять свои стихи, переделывать песенки и даже сочинять рассказы. За два года работы у нас появились собственные рабочие тетради, сборник рассказов с детскими иллюстрациями и книга песен, над которой идет работа в текущем году. В рамках занятия мы ставим небольшие спектакли и, смонтировав потом небольшие видеофрагменты, можем наслаждаться их просмотром.Отбор этого музыкального материала важен как в плане лексики и грамматики, так и в плане технологии его применения. Каждая небольшая тема содержит свою песню, раскрывающую материал урока. Как правило, любой песне предшествуют предварительная работа с лексикой и/или грамматикой, возможная как раз в виде рифмовок и скороговорок, и последующий выход в речь. Песенный материал вводится естественным путем так, что учащиеся даже не осознают, что на самом деле они практически уже разучивают песню, а когда они слышат ее, она кажется им уже знакомой. После разучивания песни необходимо вывести ее текст в речь, применив полученные знания на практике.Любой, даже сложный, материал запоминается легко и весело, если добавить в его освоение немного музыки, ритма и рифмы. Многие пятилетние дети после небольшого упражнения рассказывали скороговорку, которую не всякий взрослый человек легко и сразу сможет повторить: «Can you can a can as a canner can can a can?»Ритм присутствует и в повторении определенных грамматических структур и позволяет освоить за одно занятие достаточно большой материал. Когда я говорю о ритме, я имею в виду не только вербальную сторону. Как для маленьких, так и для взрослых учащихся естественными и эффективными при освоении нового материала будут следующие действия: простукивание, прохлопывание, протоптывание, жестикуляция, мимика и другие движения, применяемые в нужном месте и в нужном количестве.
Очень важно при проведении урока сохранять также и его ритм, продумывая все его ups and downs, на какой-то стадии занятия замедляя его темп, на какой-то – убыстряя, наполняя происходящее в классе жизнью, радостью, успехом и счастьем. Тогда дети будут стремиться прийти к нам и в следующий раз и будут делиться своими эмоциями и наблюдениями. И тогда на многие вопросы, обозначенные мной в начале статьи, можно будет найти ответы.
Екатерина ГОВОРОВА, педагог дополнительного образования детского музыкального театра «Домисолька»
Комментарии