Соло для мелких камешков
Три года назад в Астраханском институте усовершенствования учителей вышла замечательная книга Полины Станиславовны Волковой “Играем вместе”. Это учебное пособие по музыке адресовано ученикам начальных классов общеобразовательных школ. Вместе с тем “Играем вместе” может стать и прекрасным домашним учебником по музыке для дошкольников. И родители, и учителя, читая эту книгу вместе с детьми, смогут научить их разбираться в языке музыки и искусства, разгадывать и составлять ребусы, складывать стихотворные рифмы и даже немного говорить по-итальянски.
Книга вовлекает ребенка в игру, самостоятельное творчество. На ее страницах ребята встретят любимых сказочных героев, познакомятся с авторами, которые дали им новую жизнь в музыкальных образах.
Итак, автор Полина Волкова зовет в путешествие по книге тех, “кто верит чудесам и открывать их любит сам”.
Играем в музыку
Мы так долго беседовали, что неплохо было бы и поиграть на каком-нибудь инструменте. Если ты в растерянности оглядываешь свою комнату и никак не можешь в ней найти не только скрипку или аккордеон, но и гитару, не стоит отчаиваться. Попробуй – очень, заметь, о-о-чень! – внимательно посмотреть на окружающие тебя предметы и представить себя на короткое время ну хотя бы Бартоломео Кристофори! Конечно, создать пианофорте вряд ли удастся, но придумать что-нибудь интересное сможешь обязательно. Что касается меня, то я уже придумала. Смотри, что может получиться из самых обычных домашних вещей.
Во-первых, можно взять пустой спичечный коробок и собрать в него много мелких камешков. Когда потрясешь коробок – камешки зазвучат. Чем не маракас?
Маракас – самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки, распространенных от Антильских островов до Патагонии. Маракас – небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы или из сплетенных ивовых прутьев, наполненный камешками, сухими семенами и мелкими твердыми предметами. Издает при потряхивании характерный шум.
Во-вторых, можно взять: а) пустые бутылочки из-под сока, сиропа или пепси; б) нитки или мягкую, легко гнущуюся проволоку; в) крепкую палку, длина которой будет зависеть от количества бутылочек: чем больше ты их найдешь, тем длиннее должна быть палка. Если бутылочек не слишком много, длина палки может не превышать 70-90 см (скажу тебе по секрету, что для наших целей можно использовать и самую обыкновенную швабру). Налей в бутылочки разное количество воды (самое большое – не выше половины бутылочки), затем осторожно прикрути проволокой (это гораздо надежнее ниток) горлышко бутылки к палке, но не слишком близко. Если готово, то последнее, что необходимо для инструмента, – найти какой-либо металлический стержень, лучше всего – гвоздик, но можно и ручку, хотя бы пластмассовую, просто звук будет глуше. Итак, подобие металлофона у нас есть. Назовем его стеклофон!
Металлофон – инструмент, состоящий из скрепленных металлических полых трубочек. Звук на металлофоне извлекается при помощи ударов пластмассовыми палочками. Название инструмента включает в себя два слова: металл и фон, что в переводе с греческого означает звук, то есть металлический звук. У нашего стеклофона звук получается стеклянным.
В-третьих, нанизав старые пуговицы на крепкую нитку не слишком плотно, получим “тарахтелку”. А если вместо пуговиц нанизать деревянные кружочки от старых счет, то их звучание напомнит трещотку.
Трещотка – трескотуха – русский народный музыкальный инструмент, распространенный в Курской, Тульской и Калужской областях. Представляет собой комплект из 14-20 дубовых, ореховых или кленовых планок. Планки соприкасаются неплотно благодаря вставленным между ними в верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещотки берут в обе руки, как гармошку, и резким или плавным движением ударяют планки свободными концами одна о другую и получают щелкающие звуки.
В-четвертых, если у бабушки где-нибудь припрятана старая стиральная доска, это будет просто здорово! С помощью деревянного карандаша на ней также можно прекрасно потрещать!
Ну а теперь фантазируй ты! Я только подскажу, что дома наверняка найдутся у всех без исключения ложки – если не деревянные, то металлические – ими также можно играть; пустые баночки из-под кофе или меда, куда можно опустить несколько горошин и погреметь ими. Есть у каждого и кастрюлька, перевернув ее вверх дном, можно вспомнить об обыкновенном барабане. Главное, чтобы кастрюлька была пустая!
Что ж, из всего этого, пожалуй, можно составить настоящий ударно-шумовой оркестр. Ударный потому, что некоторые наши инструменты (стеклофон, кастрюльный барабан) звучат только в том случае, если мы будем ударять по ним металлическими или деревянными палочками. Шумовой потому, что звуки, которые издают наши инструменты, больше похожи на шум. Однако если этот шум правильно организовать, может получиться неплохая музыка!
Чтобы убедить тебя в том, что наши изобретения имеют полное право называться инструментами, я могу рассказать тебе, что некоторые музыканты играют на… косах. Конечно, не на тех, которые заплетают девочки, а на тех, которыми косят траву. Звук извлекается при трении точильного брусочка об остальную часть косы.
Вообще связанными с музыкой могут быть самые отдаленные от музыки предметы. Например, польский композитор Кшиштоф Пендерецкий в одном своем сочинении использовал даже звуки работающей пишущей машинки. У нас, в России, в далекие 20-е годы композитор Мосолов ввел в большой инструментальный состав обыкновенный кусок железа. Хотя, если быть предельно точной, это был не кусок, а металлический лист. Звук, который издавал этот инструмент при умелом, особенном раскачивании его исполнителем, был очень необычным. Но, пожалуй, Иоганн Штраус – венский композитор, сочинявший прекрасные танцевальные пьесы, превзошел выдумкой всех. В одну из своих полек он ввел… пистолет, выстрел которого очень бодрил слушателей.
Итак, когда наш ударно-шумовой оркестр готов… Хотя я, кажется, забыла рассказать, что такое оркестр. А для этого опять вернемся на много лет назад в Древнюю Грецию. Именно там и появилось слово “оркестр”. Так называлась полукруглая площадка, на которой, обьясняя действия греческих комедий и трагедий, выступал хор. Таким образом, оркестром называлось место расположения певцов.
Позднее под этим словом стали понимать совместное исполнение музыкантов, играющих на различных инструментах. Такое значение слово “оркестр” сохранило и до наших дней. Посмотри, каким полукругом они располагаются во время выступления.
Самое почетное место в центре принадлежит музыканту, в руках которого никогда не бывает никаких инструментов. То есть вообще в его руках ничего не бывает. Ничего, кроме… И вот тут я должна раскрыть тебе величайшую тайну, постичь которую пытались многие. Тайну волшебной палочки. Раскрыть потому, что в руках у этого музыканта бывает как раз та самая, настоящая волшебная палочка! Иначе как можно было бы заставить таких разных музыкантов с такими различными инструментами играть волшебную музыку? Но не думай, что заполучить эту палочку очень просто. Создавать чудо всегда нелегко. Вспомни, как сложно было Незнайке выполнить условие старого волшебника, чтобы стать обладателем волшебной палочки. Ну а дирижер – так называется музыкальный волшебник, которому принадлежит самое почетное место в оркестре, тоже становится волшебником не сразу. Ему приходится очень долго учиться волшебству у настоящих чародеев – великих музыкантов прошлого и современности, разбирать их нотную запись, самому уметь играть на музыкальных инструментах, словом, трудиться по-настоящему. Но поскольку мы не волшебники, а только учимся, как любил повторять маленький паж из кинофильма “Золушка”, то попробовать поиграть в шумовом оркестре уже сейчас вполне можно. Включи радио, телевизор или магнитофон, дождись звучания веселой, задорной музыки и… крибле, крабле, бумс! – начали! Подыгрывай музыкантам на любом из своих инструментов и прислушивайся, что из этого получается.
nb!
О том, как преподавать тему “Интонация” в школьной программе “Музыка”, подскажут рекомендации методиста Саратовского ИПКРО Л.В.Наваровой. “Интонация как основа музыкальной педагогики” – так называется брошюра, в которой есть резделы: “Создание духовной атмосферы урока при помощи интонации”, “Пластическое интонирование на уроках музыки”, “Разработка понятия “интонация” в третьем-восьмом классах” и др. Пособие издано в Саратове.
Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” появился в школьном расписании не так уж давно. Но, несмотря на это, у педагогов ОБЖ уже сегодня есть выбор. Появилось много авторских учебных программ по этому курсу, а также их методическое и дидактическое обеспечение.
Что взять на заметку?
О содержании программ курса ОБЖ рассказывает Михаил хабне╡, методист Московского института повышения квалификации работников образования.
Бросьте вредные привычки!
В соответствии с письмом Министерства образования РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 февраля 1994═г. n 15-М/22-201-10 введена новая программа курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся государственных общеобразовательных учреждений (авторы программы: Е.Л.Вишневская, Б.В.Волошинов, А.М.Глаголева, В.А.Кабачков, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов).
Программа отвечает требованиям федеральной подпрограммы “Обучение населения, подготовка специалистов органов государственного управления Российской Федерации и аварийно-спасательных сил к действиям в чрезвычайных ситуациях” и разработана в соответствии с требованиями законов Российской Федерации “Об образовании”, “Об обороне”, “О воинской обязанности и военной службе” и постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. n 261 “О создании российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях”.
Программой предусматривается непрерывное изучение материала во всех классах (с i по ix и в xi) не менее одного часа в неделю, в x классе – два часа с учетом особенностей обучения в начальной, основной и средней общеобразовательной школе.
В программе представлен материал различной тематики (от общих характеристик возможных кризисных и опасных ситуаций до практикумов по оказанию само- и взаимопомощи, формированию привычек здорового образа жизни), это продуктивное решение поставленных перед школой задач в области подготовки школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Министерство образования Российской Федерации также рекомендует для применения программу курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся общеобразовательных учреждений (автор программы И.К.Топоров).
В основе концепции программы лежит идея создания интегративного школьного курса как составной части человековедения – науки о человеке.
Программа включает пять логически взаимосвязанных разделов по проблемам, отражающим некоторые аспекты учебной дисциплины и познавательные возможности учащихся.
Программу “Обязательная подготовка граждан к военной службе” (автор программы – Министерство обороны Российской Федерации) определяет содержание и обьем знаний учащихся об обороне государства и овладении элементами военной подготовки учащимися. Программа предусматривает занятия в ix-xi классах общеобразовательной школы, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях.
Профиль военной подготовки учащихся выбирается руководителем образовательного учреждения в соответствии с профилем учебного заведения, при наличии соответствующей учебно-материальной базы и при желании обучающихся получить соответствующую подготовку.
Программа курса “Безопасное жизнеобеспечение” для x класса общеобразовательной школы (автор программы – В.Г.Бубнов) рассчитана на 36 часов. Ее цель – дать учащимся определенную сумму медицинских знаний и научить самостоятельным действиям в экстремальных условиях.
Предложенные программы являются примерными, определяющими базовое содержание курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений.
В издательстве “Просвещение” вышел первый российский учебник по школьному курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” для 5-9-х классов, включенный в федеральный комплект Министерства образования РФ.
Автор И.К.Топоров – действительный член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.
В учебнике даны советы и рекомендации, как избежать опасностей, подстерегающих человека дома и вне родных стен, пожара, производственных и технологических аварий, встреч с представителями криминальной среды, дорожно-транспортных происшествий, как вести себя при стихийных бедствиях.
В ближайшее время выйдет в свет и учебник для 10-11-х классов, являющийся продолжением курса и того же автора. В нем особое внимание уделено подготовке к военной службе как особому виду деятельности человека.
Для учителей предусмотрены пособия по данному курсу, которые вместе с учебниками составляют учебно-методический комплект. В них содержатся рекомендации по методике преподавания на уроках по ОБЖ, темы отдельных вопросов в начальной школе, в 5-9-х и 10-11-х классах. Рассмотрены организационные формы учебного процесса, необходимые преподавателям курса ОБЖ, классным руководителям и всем, кто работает с детьми.
Помимо этого, преподавателям ОБЖ может быть интересна книга Цвилюка Г.Е. “Азы безопасности”.
Методистом Саратовского ИПКРО И.П.Ивановым при участии специалистов штаба ГО и ЧС Саратовской области Н.Воронкова, А.Денисова, Н.Ильина и В.Тренкина, а также опытных преподавателей ОБЖ школ г.Саратова подготовлен учебно-справочный материал по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” для учителей, ведущих занятия в 5-11-х классах по программе 1994 года.
В пособии изложен материал к i разделу курса – “Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях” и к iii разделу – “Основы подготовки к военной службе”. Пособие издано в Саратове в 1995 году.
Комментарии