Где живут Трали-вали
Забавные Трали-вали поселились в музыкальном сборнике композитора Елены Попляновой, поэта Нины Пикулевой и художника Владимира Сафронова. Книга “Жили-были Трали-вали” с играми, стихами, песнями, веселыми и грустными зверями на ее страницах выпущена в челябинском издательстве “Урал-LТД”. Авторы адресовали ее практически всем категориям пользователей: музыкальным руководителям детских садов, школьным учителям музыки, а также родителям и даже детям.
Следуя фольклорным традициям, создатели книги стремились сочинить не просто песенки, а произведения таких малых жанров, как колыбельные, журилки, будилки, песни-игры. Логически сгруппированные в семь разделов, снабженные, где необходимо, методическими указаниями, произведения уральских авторов и образовали целостный сборник, отличный от традиционного песенника.
В 1-й и 3-й разделы вошли игровые песни. Фантазия создателей кажется здесь неистощимой. В игровых песнях, например, использованы методические приемы “эхо”, детские ритмические и пластические импровизации, исполнение “по ролям”, прохлопывание ритмослогов и даже мелодические импровизации на заданной гармонической основе. Так, например, прелестная и простая миниатюра “Как поешь?” построена на вопросно-ответной интонации. Мелодически вопрос каждый раз звучит по-иному, а вот музыкальный ответ постоянно одинаковый – так, как в стихотворном тексте:
Как поешь? Вот так.
А плывешь? Вот так.
Как бежишь? Вот так.
Вдаль глядишь? Вот так.
Ждешь обед? Вот так.
Машешь вслед? Вот так.
Утром спишь? Вот так.
А шалишь? Вот так.
Маленьким исполнителям надо не только спеть этот ответ, но и проиллюстрировать его нужными действиями. Подобные диалоговые построения, исполняемые двумя группами хора, как правило, очень любимы детьми.
Во 2-м разделе помещены бесконечные каноны – двух- и трехголосные, написанные с музыкальным сопровождением и без него. Каноны свидетельствуют о композиторском мастерстве Елены Попляновой: они и веселы, и изобретательны, и интонационно выразительны. Но их освоение как формы полифонической музыки происходит в школе, обычно в средних и старших классах. Трехголосные каноны, представленные в книге, в том числе “Дедушка-вредушка”, “Докучный дед”, “Шла веселая собака”, скорее заинтересуют преподавателей музыки специализированных классов и руководителей детских хоровых студий.
Раздел 4-й составлен из колыбельных. Вот, например, песня “Ходит сон у колыбели”. Ее, безусловно, могут исполнять и малыши. Мелодия песни бережно построена всего на шести звуках музыкального интервала сексты, т.е. максимально приближена к возможностям детского голоса, но ни выразительность, ни красота при этом не теряются.
То же можно сказать о сочинении “Воробышек-хворобышек” из 5-го раздела, где помещены “оздоровительные” песенки. Их всего две: жалостливо-протяжная о хвором воробышке и бодрая, призывная, маршевого характера “Давай закаляться”. Несмотря на разницу в темпе, образности, певческом диапазоне (одна – в узком, другая – в широком, более октавы), обе песни очень мастерски, “смело” сделаны в мелодическом плане.
6-й раздел авторы решили посвятить журилкам для р╙вушек. Песенка-журилка для девочек называется “Горошинки-непрошенки”, а для мальчиков – “Слезы-паровозы”. Последняя песня – веселая, немного суматошная – содержит музыкально-изобразительные подробности: музыкой изображается гудок паровоза.
Но вот и последний, 7-й, раздел, посвященный утренним песням – будилкам. Большая удача авторов – светлая, с широкой мелодической линией песня “Утро доброе”. Простота, выразительность, интонационный склад, особая задушевность, несомненно, сделают эту песню любимой нашей детворой:
Утро доброе в оконушко
Заглянуло, улыбается.
Просыпается Аленушка,
Наша дочка просыпается!
Улыбнется – не останется
Ни грустинки про запас.
Не найти вам – так и станется –
Никого счастливей нас!
Книга “Жили-были Трали-вали” – результат творческого содружества композитора и поэта, идущих по одной тропинке к душе ребенка. Хорошо, что они дарят ему ощущение праздника. Хорошо, что с этого праздника начинается его собственный путь к творчеству.
Елена ЮДИНА
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
В издательстве “Просвещение” вышел новый учебно-методический комплект для общеобразовательных учреждений: учебник “Музыка. 1 класс”. и “Рабочая тетрадь к учебнику “Музыка”. 1 класс”.
Cодержание этого учебно-методического комплекта опирается на образовательный стандарт по музыке. Пользоваться комплектом могут учителя, работающие по вариативным программам в разных типах школ.
Основа учебника – изучение национальных корней музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, творчества профессиональных композиторов.
В учебнике несколько разделов: “Россия – Родина моя”, “День, полный событий”, “О России петь что стремиться в храм”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”, “В музыкальном театре”, “В концертном зале”, “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”. В образных названиях, поэтических строках, положенных в основу заголовков каждого раздела учебника, отражена художественно-педагогическая идея целого блока музыкальных занятий. Разделы и соответствующие им музыкальные произведения не предполагают четкого деления материала по учебным четвертям. Поэтому учебник можно использовать не только по принципу последовательного изучения материала, но и применяя метод “забегания вперед” и “возвращения к пройденному”.
Учебник красочно оформлен. Благодаря зрительному ряду у ребят возникают разнообразные интонационно-образные связи с музыкой, звучащей на уроке, с различными видами изобразительного искусства, с художественными фотографиями (портреты композиторов, исполнителей, слушателей, сцены из опер, балетов и пр.), детскими рисунками. В учебнике представлены репродукции с картин известных художников. Например, картина М.Нестерова “Два лада” и поэтичный рассказ о любви юноши и девушки, о любви-ладе, любви-согласии дает возможность объяснить первоклассникам выразительное значение мажорного и минорного ладов в музыке.
Есть в учебнике вопросы и творческие задания. Ученикам нужно сравнивать музыкальные произведения, анализировать их интонационно-образный строй, определять жанровую основу музыки, ее стилевое своеобразие, особенности формы и композиции музыкальных сочинений.
Нотная запись на страницах учебника выполняет несколько функций. Она является декоративным элементом, знакомит детей непосредственно с нотной грамотой, формирует навыки музицирования с ориентацией на нотный текст.
По нижнему полю страниц учебника даются основные понятия и термины, которыми дети овладевают по мере накопления ими музыкально-слухового опыта. Авторы учебника намеренно отказались от расшифровки смысла этих понятий и терминов, считая, что главная задача не в заучивании определений, а в живом общении с музыкой, эмоциональном отклике на нее.
Сходство и различие – основной методический принцип выстраивания музыкального материала в учебнике, общения учителя и учеников. Так, на примере сопоставления пьесы из “Детского альбома” П.Чайковского и “Детской музыки” С.Прокофьева, различных образов из цикла “Картинки с выставки” М.Мусоргского осуществляется действие интонационно-стилевого метода, позволяющего постоянно сравнивать интонации как внутри одного произведения, так и интонации произведений различных авторов.
Зарубежная музыка включена в учебник по принципу сопоставления ее с русской музыкой. Это произведения И.Баха, В.Моцарта. Страницы книги, посвященные произведениям крупной формы – Симфония ? 40 Моцарта, вступление к опере Мусоргского “Хованщина”, увертюры из опер Глинки “Руслан и Людмила” и “Свадьба Фигаро” Моцарта, – открывают детям мир большой музыки и способствуют постижению законов музыкальной драматургии.
В Рабочей тетради продолжается развитие содержательной линии учебника. Здесь главным методическим приемом освоения учебного материала становится игра. Дети знакомятся с основами музыкальной грамоты, рисуют на темы музыкальных сочинений, подбирают “коллекции” музыкальных инструментов, записывают свои первые впечатления о музыке, составляют программы концертов, импровизируют на заданные литературные тексты.
Елена КРИТСКАЯ
Комментарии