search
main
0

Музыка

Путешествие с песней

Урок музыки во 2-м классе

Конспект урока Светланы Михайловны Тимаковой обращает на себя внимание по нескольким причинам: во-первых, он написан на основе опыта работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Работ по коррекционной педагогике всегда немного, хотя в них очень нуждаются и специалисты, и учителя массовых школ, которым невольно приходится сталкиваться с проблемными детьми.

Во-вторых, если не знать адреса конспекта урока, то догадаться о контингенте детей, которым предстоит работать с учителем, совершенно невозможно. Это происходит не из-за недостатка профессионализма, а в силу легкости и занимательности изложения материала. Даже читать конспект интересно. А если представить себе звучащую музыку и живой диалог, легко предположить качество урока. В конспекте нет избытка обучающих средств, но они достаточно разнообразны и функциональны. Разнообразие приемов должно снизить утомляемость детей в процессе занятия. Так как музыка по большей части не является в школах предметом “первой категории”, она нуждается в особой защите и поддержке со стороны тех общественных сил, которые воспринимают ее как необходимый элемент культуры.

Марина АРОМШТАМ

“Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы”.

В.А.Сухомлинский

Mузыка – самое эмоциональное искусство. Ее воздействие на формирование личности огромно. Цель уроков музыки – пробудить интерес к ней, научить ее слушать и любить. Дети в увлекательной форме должны познакомиться с тем, как рождается музыка, узнать об основных ее жанрах, услышать о тех, кто ее создает, о музыкальных инструментах разных времен и народов, понять, какое огромное значение имеет музыка в жизни людей.

Специфика урока музыки прежде всего в коллективной работе всего класса. На уроке не должно быть ни одного эмоционально не заинтересованного происходящим в классе ученика.

Достигнуть этого можно с помощью сюжетных уроков и оригинальных домашних заданий.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить детей с понятиями: опера, симфония, концерт; дать детям доступное, элементарное определение этих жанров.

2. Закрепить умения детей определять характер музыки, подчеркивать изобразительные моменты в музыкальных произведениях.

3. Работа над исполнительскими умениями и навыками (чистотой интонирования, певческим дыханием, чувством ритма, слаженностью звучания).

4. Коррекция слухового восприятия учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении.

5. Расширение кругозора, формирование познавательной мотивации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Бумажный кораблик – песня.

2. “Острова” – таблички с названиями музыкальных жанров.

Учитель – Сегодня мы с вами продолжаем разговор о самом главном музыкальном жанре – о песне. Первая песня появилась очень давно. Как вы думаете, что это за песня?

Дети – Колыбельная. Она была без слов.

Учитель – Люди тогда еще не знали человеческой речи. Они общались с помощью других средств. Каких?

Дети – С помощью жестов, мимики, интонации.

Учитель – Песня теперь стала привычной и необходимой человеку. Когда звучит песня?

Дети – Во время работы, во время отдыха, на праздниках, в путешествиях…

Учитель – Мы сейчас с вами отправимся в путешествие по Океану музыки и, конечно, возьмем с собой песню.

(На доске прикрепляется “кораблик-песня”).

Учитель – Какой должна быть по характеру песня, которая поможет нам в пути?

Дети – Радостной, бодрой, веселой, звонкой, быстрой…

Учитель – Назовите такую известную вам песню о путешествии.

Дети – Это песня Г.Гладкова “Путешествовать прекрасно”.

(Пропевание отдельно фразы “Если только рядом песня…”, исполнение всей песни).

Учитель – Наш “кораблик-песня” приближается к первому острову. Чтобы узнать, что это за остров, нужно ответить на вопрос. Людям так понравилось петь, что они придумали спектакль, где песня является самой главной. Что это за спектакль?

Дети – Опера. (Открываю название острова “Опера”).

Учитель – Что такое опера?

Дети – Опера – это спектакль, где все поют.

Учитель – С какой оперой мы сейчас знакомимся?

Дети – С оперой “Муха-Цокотуха” (показываю иллюстрации).

Учитель – Давайте вспомним темы главных героев оперы. Чья тема сейчас звучит?

(Последовательно узнают и пропевают темы:

1) Мухи-Цокотухи (веселая, добрая, звонкая музыка).

2) Паука (медленная, зловещая, звучит низко).

3) Комара (храбрая, смелая, решительная, маршевая).

Учитель – Сегодня мы выучим заключительную песню из этой оперы. Комар-удалец победил злого Паука, и гости веселятся на свадьбе Мухи-Цокотухи и Комара.

Послушайте эту песню (исполнение учителем).

Дети определяют характер музыки (радостная, быстрая, танцевальная).

Разучиваем песню по фразам.

Учитель – А теперь попробуем спеть и сыграть эту песню (прохлопывание ритма, игра на ложках и бубне во время исполнения песни).

Динамическая пауза.

Учитель – Вы убедились, что эта песня быстрая, радостная, задорная, танцевального характера. Выполните знакомые вам танцевальные движения под эту музыку.

(Дети выполняют под музыку танцевальные движения).

Учитель – Наш кораблик отправляется дальше. Чтобы причалить ко второму острову, тоже нужно ответить на вопросы:

1) Как называется большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах?

Дети – Оркестр.

Учитель – Правильно. Оркестры бывают симфонические (показ иллюстрации).

2) Как называется большое музыкальное произведение, специально написанное для симфонического оркестра?

Дети – Симфония (открывается табличка второго острова “Симфония”).

Учитель – Какая знакомая песня звучала в симфонии Чайковского, которую мы слушали на прошлом уроке? (Наигрываю мелодию).

Дети – Русская народная песня “Во поле береза стояла…” (исполняется первый куплет).

Учитель – Слушаем симфонию. Поднимите руку там, где услышите мелодию этой песни (слушание симфонии).

Учитель – Наш кораблик плывет дальше, и мы приближаемся к третьему острову. Жители этого острова ожидают прихода весны. С крыш уже закапали сосульки. Большие, поменьше и совсем маленькие.

Проводится игра “Разные сосульки” (на звуковысотное различение).

Учитель – Чтобы весна приходила поскорей, люди придумывали специальные песни. Как называется одна из таких песен, которую мы учили на прошлом уроке?

(“Веснянка” – украинская народная песня. Нужно узнать ее по мелодии, потом исполняем песню).

Учитель – Теперь прочитайте, как называется третий остров (концерт). Концерт – это музыкальное произведение, в котором какой-то один инструмент вступает в соревнование с симфоническим оркестром (они звучат поочередно).

В концерте Чайковского, который вы сейчас услышите, симфонический оркестр соревнуется с роялем (фортепиано). А теперь – внимание!

Задание. Мелодия какой знакомой песни звучит в этом концерте? (Слушаем). Звучит мелодия “Веснянки”.

Учитель – Приближается весенний праздник – Международный женский день. А какой праздник обходится без песни?

Мы сегодня с вами начнем разучивать песню “Солнечная капель” Соснина.

(Слушаем, определяем характер (нежная, звонкая, добрая, ласковая, изображена капель), разучиваем 1-й куплет, играем на металлофоне припев.

ОБОБЩЕНИЕ

Учитель – Мы сегодня с вами путешествовали с песней. В каких больших музыкальных жанрах встречается песня, куда она нас привела? (На доске: опера, симфония, концерт). Песня занимает большое место в жизни каждого человека. Наше путешествие с песней еще не окончено, мы продолжим его на следующих уроках. Потому что:

“Через годы, через расстоянья,

На любой дороге, в стороне

любой

Песне ты не скажешь

“до свиданья”,

Песня не прощается с тобой”.

Звучит песня Г.Гладкова “Путешествовать прекрасно” (дети уходят).

Домашнее задание: решить ребусы “Музыкальные жанры”. Ответы: 1. Концерт. 2. Симфония. 3. Опера.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте