На этот раз все удивительно удачно сошлось: и 40-летие Дома-музея Максимилиана Волошина, и Год литературы, а потому даже порядковый номер «13», под которым проходил в Коктебеле Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», не вызвал среди его участников, а ведь поэты – народ суеверный, никаких дурных ассоциаций. Впрочем, практически круглосуточный марафон, где литературные чтения сменялись презентациями «толстых» журналов, издательств, региональных фестивалей, а мастер-классы по прозе, поэзии и драматургии – жаркими дебатами о будущем русской словесности вообще и заповедного для отечественной культуры Коктебеля в частности, времени на суеверия не оставлял. Если перевести все эмоции, открытия, восторги и озарения этих дней на сухой язык цифр, картина выйдет весьма внушительная: «Волошинский сентябрь» – это более 100 событий, гостями и участниками которых стали представители 25 с лишним государств.
Она действительно всегда отперта – калитка, что ведет в мощенный побелевшим от времени камнем внутренний дворик Дома-музея Максимилиана Волошина. Здесь, в тени вековых деревьев, которые наверняка помнят и самого поэта, и многочисленных его легендарных гостей – Гумилева, Цветаеву, Грина, Мандельштама, Булгакова, – расставлены стулья – входи, садись, слушай… Поэты начинают читать с самого утра. Читают, как водится, обо всем – о вихревых столицах и о дремлющей провинции, о войне и мире, о любви и смерти, о вчера и завтра. Тут все равны. И признанные мастера, чьи имена уже в истории – москвич Владимир Салимон, харьковчанка Ирина Евса, русский немец Вальдемар Вебер и русский же француз Александр Радашкевич, Кшиштоф Шатравски, удивительно тонкий поэт, критик, переводчик и педагог, которого на родине называют польским Буниным, – и совсем молодые, начинающие авторы. В этой круговерти географических точек и эпох заложен главный смысл «Волошинского сентября» – создание единого культурного пространства, сохранение традиций русского слова, поиск и воспитание новых имен.Едва голоса поэтов – отрывистые и резкие или, напротив, протяжные и певучие – пересекают узкую кромку набережной и, перекрывая шум прибоя, достигают берега моря, люди, еще мгновение назад нежившиеся в лучах последнего осеннего солнца, начинают перебираться поближе к музейному дворику, туда, где лучше слышно. Туристы в майках и шортах, пришедшие навестить Дом поэта, надолго останавливаются под деревьями, словно забыли, куда шли. Останавливаются и слушают. В это время их дети разноцветной стайкой облепляют памятник Волошину, цепляются за посох, подпрыгивают, пытаясь потрепать статую по окладистой бронзовой бороде. Поэт не возражает – он сам всегда радовался веселому шуму, вставал во главе самых немыслимых забав и чудачеств и хотел лишь одного: чтобы каждый, кто гостил у него, разделял с ним «радостное приятие жизни, любовь к людям», а еще «вносил свою долю в интеллектуальную жизнь дома».Отдельная каста зрителей – пожилые дамы в соломенных шляпках. Они фотографируют каждого выступающего крошечными старенькими «мыльницами», шепотом уточняют имена поэтов и записывают их в тетрадки. На вопрос, для чего нужны все эти подробности, смущенно улыбаются: а как же, вдруг это очень знаменитые литераторы, и однажды их творчество начнут изучать в школе, а тут, пожалуйста, бесценные свидетельства, будет чем, вернувшись домой, перед подружками похвастать.Особой популярностью у публики, да и у самих участников симпозиума, пользуются всевозможные литературные забавы. Например, турнир поэтов, когда за пятнадцать минут любой пиит может, оттолкнувшись от единственной предложенной строчки, написать продолжение-экспромт. Кого жюри признает лучшим, тот Король. На этот раз, правда, в Коктебеле случился не Король, а Королева: московская поэтесса Юлия Белохвостова сокрушила соперников и в первом, и во втором туре, одержав победу столь же блестящую, сколь и безоговорочную:А что мы все о птичках и о птичках,о пустяках щебечем по привычкена птичьем бестолковом языке?Как будто орнитологи со стажем,разбор полетов производим даже,и певчих держим в злобном коготке.А сами не проснемся с петухами,не пролетим орлами над горамии не споем нежнее соловья,с гримасой нелюбви и недоверья,пернатых разбирая в пух и перья,не отличим стрижа от воробья.А так, пощебетать – мы все друзья.Или вот проза-слэм, любимое детище питерского писателя Даниэля Орлова, тоже необычайно живое и увлекательное зрелище. Участнику дается две минуты, чтобы прочитать любой свой прозаический текст – эссе, рассказ, сказку, да хоть отрывок из романа-эпопеи. Артистично и с чувством, чтобы судей и публику захватило. Здесь победа досталась писателю Саше Либуркину из Санкт-Петербурга, эдакому чуточку Зощенко, с его сатирической зарисовкой о том, как легко, оказывается, стать поэтом:«- Саша, – убеждал меня известный поэт-верлибрист, – почему бы тебе не писать стихи? Верлибры – это нетрудно. Ни рифмы, ни размера не нужно…-Но ведь у меня нет таланта, – возражал я.- И не нужно таланта. Просто перечисляй и описывай все предметы вокруг себя. Слова поставь в столбик. И запомни – никаких знаков препинания! У тебя получатся отличные верлибры! Станешь поэтом. Творцом… И девушки, – тут он взглянул на меня многозначительно, – девушки начнут смотреть на тебя совсем по-другому!»И для верлибристов, и для приверженцев классической формы в Коктебельской бухте традиционно устраивается заплыв поэтов на приз журнала «Октябрь». Правила просты: кто первым дойдет до финиша, тот и увидит свои стихи в одном из ближайших номеров знаменитого «толстого» журнала. Абсолютный чемпион среди мужчин – Владимир Софиенко из Петрозаводска, организатор Карельского литературного фестиваля «Петроглиф». В то время как его соперники только-только отходили от старта, Владимир – в прошлом профессиональный пловец – в несколько мощных гребков уже достиг финиша. Одно «но» – сам Софиенко стихов не пишет, поэтому победу подарил своему земляку, карельскому поэту Дмитрию Вересову. Победительницей среди женщин стала уроженка Липецка, а ныне москвичка Татьяна Скрундзь.Несмотря на то что официально симпозиум «прописан» в Коктебеле, участникам его на месте не сидится. Они едут на «гастроли» в Ялту, штурмуют потухший вулкан Кара-Даг – на его заповедной вершине, в этом преддверии неба, разноголосая поэзия приобретает какое-то особое, будто бы не совсем уже и земное звучание. Самые мужественные и изобретательные литераторы – детские писатели Елена Усачева и Анна Матасова – устраивают большие праздники в школе Коктебеля и Центральной детской библиотеке Феодосии. С учениками Коктебельской школы искусств работают и художники из Санкт-Петербурга. Забравшись на крышу дома Волошина, мастера и их воспитанники пишут маслом, занимаются художественной лепкой, учатся делать гобелены. Венец трудов – совместный вернисаж, напоенный ветром, морем, солью.Кульминацией же самого симпозиума становится торжественная церемония вручения Международной Волошинской Премии. Лучшей поэтической книгой 2014 года жюри под руководством Владимира Салимона признает сборник «Седьмая. Книга стихов» крымской москвички Ирины Ермаковой. Специальная премия Союза российских писателей «За сохранение традиций русской поэзии» присуждается Марине Улыбышевой (Калуга) за книгу «MARINA. Книга стихов» и Юрию Кабанкову (Владивосток) за работу «…с высоты востока»: избранные стихотворные тексты в трех книгах». Победителями в номинации «За вклад в культуру» становятся режиссер Андрей Осипов и сценарист Одельша Агишев, авторы документальной картины «Коктебельские камешки», удостоенной минувшей весной кинопремии «Ника». Со сцены Дома культуры «Юбилейный» лауреаты обещают потратить премию на создание второй части фильма.Впрочем, симпозиум «Волошинский сентябрь» – это не только чреда куртуазных и интеллектуальных увеселений. Это серьезные разговоры о будущем музейного дела, литературы и самого Коктебеля. У местных жителей достаточно поводов для тревоги. Их пугают проект многоэтажной застройки поселка, в результате которой погибнет уникальный ландшафт – неповторимая вязь моря, гор и степи. Им не нравится идея строительства в Тихой бухте элитного яхт-клуба, а новость о том, что у подножия Кара-Дага может появиться карьер по добыче щебня, приводит в отчаяние. Вместе с тем инфраструктура Коктебеля далека от идеала, требуют скорейшего решения и вопросы, связанные с исторической недвижимостью, в частности с судьбой Дома творчества писателей «Коктебель».По словам приехавшего на открытие симпозиума руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ Михаила Сеславинского, пока в Коктебеле не появится настоящий хозяин, который понимает, что такое красивый приморский поселок, решить что-то из Москвы будет очень трудно. И все-таки на внимание и помощь вновь приобретенных российских властей здесь очень рассчитывают. Недаром так горячо поддержали идею главы фонда «Волошинский сентябрь» и соорганизатора симпозиума поэта Андрея Коровина – составить обращение к Президента РФ Владимиру Путину. «Все на словах готовы ко всему, а на деле ничего не происходит, – заявил Коровин. – Коктебель должен быть литературным музеем, литературным поселком под открытым небом. Здесь должна продолжаться культурная жизнь. Для решения проблем Коктебеля нужна политическая воля руководства Крыма». Так и хочется добавить, что в противном случае коктебельцам и их гостям-литераторам придется рассчитывать лишь на заступничество гения места – Максимилиана Александровича Волошина.Коктебель
Комментарии