Наверное, не нужно в который раз сетовать, что мужчин в школе мало, это действительно так, и сегодня работа в школе стала уделом исключительно учительниц. Но вот на конкурсе «Учитель года Москвы-2009» мужчин-педагогов оказалось много, и каких! Удивительным оказалось то, что преобладающее количество мужчин-конкурсантов имеют непрофильное, то бишь непедагогическое образование.
Сегодня идет много споров о том, нужно ли готовить учителя исключительно в педагогических вузах или можно передать эту почетную обязанность классическим университетам и вообще разным вузам. С одной стороны, много сторонников того, что педагог наилучшим образом воспитывается педвузом, где за многие годы отработана система такой подготовки, где учителю дают необходимые предметные и методические знания. С другой стороны, много сторонников и у предложения перенести подготовку педагога в непрофильные вузы, так как сегодня чрезвычайно важен высококачественный предметный базис, особенно когда речь идет о профильном будущем современной школы. Кто прав в этом споре? Участники нынешнего конкурса внесли своеобразную ясность в существо дела.
Антон Алексеев, учитель истории и обществознания школы №171, – выпускник историко-архивного факультета Российского государственного гуманитарного университета, и несомненным достоинством его педагогической деятельности стала очень хорошая гуманитарная подготовка. Он ребятам интересен, наверное, именно тем, что на все вопросы имеет ответ, подкрепленный реальными историческими фактами. В компании конкурсантов, имеющих непедагогическое образование, Алексеев единственный гуманитарий, но на стыке выпускников профильных-непрофильных вузов находится еще один конкурсант – учитель истории и обществознания школы с углубленным изучением иностранного языка №1297 Александр Ушаков. Он выпускник исторического факультета Тверского государственного университета. Почему на стыке, на границе? Потому что Тверской университет когда-то вырос из педагогического вуза.
Сергей Банников, учитель географии школы с лицейскими классами №666, – выпускник Московского авиационного института и умеет на все посмотреть почти с космической высоты, не случайно ребята Сергея Валерьевича так увлечены различными проектами.
На неменьшую высоту в преподавании поднимается и выпускник механического факультета Московского института инженеров гражданской авиации учитель физики гимназии №1541 Юрий Бобринев. К тому же Юрий Владимирович, увлекающийся техническим творчеством, привлекает к этому своих учеников, он для них авторитет, потому что о многом знает не понаслышке и не из книг, а из реальной практики. То, что он летал и испытал сладостное чувство полета, очень важно для мальчишек.
Для учителя математики лицея №1581 Сергея Буфеева огромную роль в жизни сыграл диплом об окончании факультета специального машиностроения Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана. 17 лет педагогического стажа, поэтому Буфееву удается весьма успешно решать с учениками различные занимательные математические задачи, устанавливать с ними честные и открытые интеллектуальные отношения.
Можно сказать, что в компании конкурсантов-математиков есть еще один педагог – учитель информатики Центра образования №1477 Владимир Погодин. Он окончил Московский государственный институт электроники и математики, ставший ныне техническим университетом. У Владимира Николаевича интересная судьба: его мама – учительница, вероятно, потому и он стал в конце концов учителем. Погодин очень современен – эти волосы, забранные в хвост, эта улыбка из-под усов, эти песни под гитару, эти поездки на велосипеде. Но он еще и очень думающий педагог, во всяком случае его размышления о профессии в недавно вышедшей книге «Педагоги выбора – путь к радости» чрезвычайно глубоки и интересны.
(Справедливости ради нужно отметить, что и среди конкурсанток тоже немало выпускниц непрофильных вузов: Екатерина Баркина, учитель русского языка и литературы школы с углубленным изучением немецкого языка №1269, окончила филологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, Ирина Капустина, учитель русского языка и литературы школы №85, – выпускница факультета социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры, Марина Хайретдинова, учитель информатики Центра образования №548, имеет диплом факультета кибернетики Московского инженерно-физического института, факультет русского языка и литературы Ивановского государственного университета окончила и учитель русского языка и литературы гимназии №1538 Лидия Хорькова.)
Можно было бы на этом поставить точку и сказать: выпускники непрофильных вузов – одаренные и неординарные учителя. Пусть таких и готовят для школы эти вузы. Да вот только как быть с тем, что чрезвычайно сильны, профессиональны и мужчины-выпускники педагогических вузов? Выпускник филологического факультета Московского педагогического государственного университета учитель русского языка и литературы гимназии №1528 Дмитрий Булгаков, выпускник факультета дошкольной педагогики МПГУ учитель информатики школы с углубленным изучением английского языка №1274 имени В.В.Маяковского Алексей Клыков, выпускник исторического факультета МПГУ учитель истории гимназии №1542 Владимир Кружалов очень убедительно доказали в ходе конкурса, что традиционное высшее педагогическое образование дает учителю основание быть хорошим специалистом в своем деле.
Наверное, тем, кто ведет спор, какое образование для учителя лучше, надо понять: все зависит, может быть, даже не от вуза, а от самого человека, от его желания, умения работать с детьми, потому что можно иметь очень хорошие знания, но не находить общего языка с учениками, можно иметь очень хорошие фундаментальные познания, но не владеть методикой преподавания, в результате ученикам эти знания передать не удастся.
Комментарии