На перемену второй класс не пошел. Вернее сказать, все забыли о перемене. Несмотря на то что время урока закончилось, никто и не думал шалить или озорничать. Все прильнули к столу, где лежали старые, изломанные боями и ржавые от времени каски солдат времен Великой Отечественной войны. Рядом бережно собранные на полях сражений предметы быта воевавших, даже частички патронов и гильз. Все ребята, с трепетом дотрагиваясь до этих уцелевших свидетельств войны, с вниманием слушали своего одноклассника Григория Свириденко, который собрал это все сам вместе со своей семьей в Подмосковье.
Марина Владимировна и Владимир Юрьевич, его папа и мама, при поддержке школьного учителя помогли снять фильм о боях в этих местах, а теперь Григорий готовится к Открытой московской конференции проектно-исследовательских работ «Россия – мое Отечество» и пришел поделиться с ребятами своими находками. Удивительно, что сама ситуация имела большое воспитательное действие на всех присутствовавших, причем без какого-либо видимого участия взрослых.
Наблюдение за происходящим пробудило вопрос: каковы секреты построения эффективной воспитывающей ситуации или среды в целом? Вопрос, который особенно актуален именно сейчас, во время разработки школами программы воспитания.
Очевидно, что успех зависит от вклада каждого участника воспитательного процесса – учителя, родителя и ученика. А когда все это складывается в слагаемые, то суммой является успех ребенка!
В поисках дальнейших ответов я задала несколько вопросов родителям Григория и самому юному исследователю.
– Как оторвать ребенка от гаджетов и заинтересовать такой темой?
– На уроках и во внеурочной деятельности наш учитель начальных классов Мальвина Леонидовна Романычева часто обращается к теме исторической памяти. Это прекрасный педагог! Она помогла понять Грише, как важно, чтобы о героях войны помнили! А школьный телепроект «Шаги Великой Победы», в котором мы приняли участие в прошлом году, пробудил неподдельный интерес к истории страны и семьи.
Так сложилось, что в нашей семье все прадедушки и прабабушки были участниками Великой Отечественной войны. Много родственников, в семьях которых не все вернулись с фронта. Это помогало искать все новые и новые факты о службе родственников во время войны и о войне в целом.
Когда Григорий взял в руки орден прадедушки и задал вопрос о том, как можно было его заслужить, идея проекта стала очевидной. Мы решили, что Григорию пора ознакомиться с семейными архивами, письмами прадедушек, побывать в местах, где шли ожесточенные бои, тем самым максимально приблизиться к духу того сложного времени.
– Григорий, а что именно запомнилось в процессе съемок?
– Незабываемые ощущения я испытал, надев форму лейтенанта Красной армии, пусть даже и не настоящую, а сшитую для моего проекта. Первым моим чувством была гордость, я гордился собой, я хотел быть героем и встать на защиту любого, кто нуждался в этом. Я даже изменил свою осанку, выпрямился, расправил плечи, моя походка стала более четкой и уверенной, теперь для меня важно было, чтобы ничего не торчало и все было опрятно.
Сначала я просто привыкал к своему образу, даже вышел на улицу, и то, как на меня смотрели люди, как они улыбались, как реагировали на меня, еще больше меня вдохновляло. Помню, когда мы с папой переходили Минское шоссе, идя к памятнику Зои Космодемьянской, проезжающие машины останавливались, и все старались показать свое одобрение, сигнализируя жестами, что это очень классно, тогда я еще больше радовался тому, что взялся за этот проект.
Но самые яркие эмоции я испытал, когда снимали эпизод атаки офицера с использованием пистолета-пулемета Шпагина. Немного предыстории… Мы с папой изучали виды оружия Великой Отечественной войны и просматривали для этого документальные и художественные фильмы. Нас больше всего заинтересовал пистолет-пулемет Шпагина. Мы провели сравнительный анализ, в чем его преимущества перед другим оружием.
Мы даже сняли в нашем фильме момент атаки, где я бегу с прототипом автомата. Он тяжелый… Но главное, что я осознал, как это было опасно, как ответственно, потому что от твоих действий в то время зависели жизни других людей. А ведь добежать до определенной точки удавалось не каждому. Когда кругом свистят пули и рвутся снаряды, когда твои товарищи погибают рядом, а тебе нужно командовать и быть примером для других, и ты должен это сделать, другого пути нет. Это вызвало бурю эмоций во мне: страх, ужас, чувство долга и великое облегчение и ощущение победы, когда эпизод был снят, а «атака» – завершена.
– Кому принадлежала идея пройти по местам боевой славы Подмосковья и снять об этом фильм?
– Я вместе с родителями разработал маршрут посещения памятных мест, где были установлены памятники и обелиски павшим воинам и борцам с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны. Этот маршрут я представил в виде карты, которую назвал «Карта памяти мемориалов защитникам Родины». Я предположил, что если раздать такие карты ребятам, то они могут еще больше заинтересоваться данной темой, а при желании и посетить мемориалы и обелиски, что послужит поводом для семейного путешествия.
Формат фильма напрашивался сам собой, мои одноклассники не все любят читать и слушают иногда с трудом, а вот смотреть – это другое дело! Нам показалось, что именно фильм, снятый с участием сверстника, сможет привлечь внимание и заинтересовать ребят, тем более что мы постарались сделать его интересным, с использованием настоящего прототипа пистолета-пулемета, форменной одежды того периода, а в качестве локаций выбрали реальные места боевых действий.
– Вопросы родителям. Как распределили роли при съемке?
– Роль в фильме одна, и она была отдана Грише, а вот в качестве режиссера, оператора, осветителя, звукорежиссера, сценариста, пиротехника, оружейника, постановщика трюков и водителя выступил папа, а ассистентом стала я. И стоит сказать, что для всей нашей съемочной группы это был первый эксперимент, но мы совершенствуемся, и следующий фильм будет намного лучше.
Монтажом фильма занимался папа, хотя это он делал впервые, для этого ему пришлось в авральном порядке изучить премудрости программ для монтажа видео. Фильм был смонтирован, программа изучена.
Команда была очень слаженной! Так как это был первый опыт съемок документального фильма, несмотря на то что с помощью нашего учителя был подготовлен сценарий и разработан план съемок, все же погода и даже невольные зрители внесли свои коррективы в съемочный процесс, и то, что планировалось снять быстро, снималось медленно, комары кусались искусно и безостановочно. Нервы иногда подводили оператора, режиссера не устраивала работа ассистента, сценарист постоянно вносил коррективы, а осветитель часто ронял осветительные приборы, в общем, все шло так, как и должно быть при съемках фильма. Но, несмотря на сложности, присутствовали командный дух и сплоченность, вся работа создавалась с глубоким погружением в нее и с огромным интересом.
– Этот проект помог вам что-то понять и узнать о Григории, а ему о вас? Какие открытия друг в друге вы сделали?
– Мы все научились чему-то совершенно не известному ранее. Гриша смог осознать, что война – это страшное событие, но также он понял, что мужчина – это прежде всего тот, кто может встать на защиту слабого, взять в руки оружие, надеть форму и защитить свою Родину.
Наш сын смог понять и узнать, что это была за война и почему 9 Мая – великий праздник. Мы тоже смогли глубже понять и увидеть, как жили солдаты на войне, что приходилось перенести людям во время службы в армии. Благодаря совместному участию в создании этой работы мы получили очень много положительных эмоций, мы спешили быстрее закончить свои дела и все вместе ждали выходных, чтобы приступить к очередному этапу исследования. Самое дорогое и важное, что мы приобрели благодаря проекту, – это те совместные впечатления, переживания, ощущения, умение двигаться к цели, приобретение опыта, общая поддержка и чувство гордости за наши достижения. Честно говоря, мы были как-то по-особенному счастливы! И что самое главное – мы понимаем, что всего этого могло бы не быть, если бы не вовремя сказанные слова мудрого школьного учителя!
Елена БУСОВА, заместитель директора школы №1384
Комментарии