В №10 «Учительской газеты» от 8 марта событие недели было посвящено гендерному неравенству в сфере преподавания. По данным Общероссийского профсоюза образования, 88,3% от общей численности школьных учителей в России составляют женщины и 11,7% – мужчины. Подобное соотношение сохраняется на протяжении многих лет. Например, в 2010-2011 учебном году оно было таким: 87,9% – женщины и 12,1% – мужчины.
В нашей стране профессия учителя по-прежнему остается преимущественно женской. Уже в 20‑е годы в составе формировавшейся советской учительской интеллигенции царили женщины, как показала Всесоюзная школьная перепись, их доля составила 65%. Окончательный перевес утвердился после Великой Отечественной войны, в послевоенные годы феминизация учительской профессии продолжилась. Тенденция сохранилась и в российской школе. Сегодня, по данным Минпросвещения, доля женщин среди учителей составляет 84% и не меняется с 2017 года.
Принято считать, что главной причиной является низкая зарплата в сфере образования, что мужчина – основной кормилец семьи и заинтересован в более высоком доходе. При этом в Москве, где зарплаты учителей одни из самых высоких в стране, доля женщин в профессии даже выше, чем в среднем по России, – 87%. Поэтому дело не только в уровне доходов, и профессия учителя является женской не только внашей стране. Например, в Латвии, как показало исследование TALIS-2018, педагогов женского пола еще больше – 89% против 85% в России. В Литве – почти 85%, в Эстонии – 84%, в Грузии – 83%, в Словакии – 82%, в Болгарии – 79,5%. Меньше всего учителей-женщин в Японии (42%), Саудовской Аравии (52%) и Нидерландах (53%). Такие соотношения обусловлены в первую очередь историко-культурными особенностями разных стран.
При этом в последнее время в нашей стране мужчины с педагогическим образованием все чаще делают осознанный выбор в пользу работы в школе. Согласно тому же TALIS-2018 среди молодых российских учителей женщины составляют около трех четвертей (73,7%), мужчины – чуть больше четверти (26,3%). А в 2013 году согласно TALIS доля мужчин среди молодых учителей составляла только 19,6%. Замеры проводились среди педагогов не старше 30 лет с опытом работы до 5 лет.
Любовь ДУХАНИНА
Комментарии