search
main
0

Музейная педагогика в школе и в городе

​Раньше словосочетание «музейная педагогика» ассоциировалось с наукой и теорией. Сейчас музейная педагогика нацелена на коммуникацию и активизацию творческих способностей обучающихся. В районах Ясенево и Северное Бутово на базе образовательных организаций создано 32 музея. Первый школьный музей появился в Ясенево в 1984 году и работает для посетителей уже более 34 лет. Самому молодому 2 года. В сумме двери музеев межрайона открыты 465 лет. Все они разные по тематике, содержанию и своим традициям.

Для любого музея очень важны такие составляющие, как востребованность и активное участие посетителей различных возрастных групп, творческий подход и постоянное развитие. За прошлый год музеи на базе школ посетили более 10000 человек. В Ясенево и Северном Бутове работают 12 военно-патриотических музеев, 6 исторических, 5 литературных, 3 естественно-научных, 3 декоративно-прикладных и 3 музея социальной направленности. Каждый из музеев имеет свою историю и по-своему уникален. Музейная палитра межрайона отвечает различным интересам его жителей и представлена следующими направлениями.Военно-патриотические музеи:1. «Великая Отечественная война в подвиге и жизни ветеранов района Северное Бутово» в школе №1356.2. Музей истории и боевой славы Московского военного округа противовоздушной обороны в школе №1212.3. Музей Военно-морского флота в Ясеневе в школе №1212.4. Музей боевой славы 60‑й Севско-Варшавской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии (Первая дивизия народного ополчения Москвы) в школе №1561.5. «Война и культура» в школе №1103.6. Музей боевой славы, посвященный боевому пути 4‑й гвардейской армии, «От Сталинграда до Вены» в школе №1103.7. «Минувшие дни» в школе №1103.8. «Дорогами детства» в школе №1103.9. Музей Героя РФ гвардии лейтенанта А.В.Соломатина в школе №1103.10. Музей боевой славы района Ясенево в школе №1206.11. Музей Военно-морского флота и воинской славы в школе №1945.12. Музей боевой славы и музыки военного времени в школе №2114.Исторические музеи:1. Музей декабристов в школе №1103.2. Музей Н.М.Карамзина в Школе имени Н.М.Карамзина.3. «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в школе №1613.4. Историко-биографический музей Александра Васильевича Суворова в школе №1206.5. Военно-исторический школьный музей «О подвигах, о доблести, о славе» в Школе имени Н.М.Карамзина.6. Краеведческий музей района Ясенево в школе №1694.Литературные музеи:1. Музей А.С.Пушкина в Школе имени Н.М.Карамзина.2. Музей Василия Теркина в школе №1694.3. Музей Александра Грина в школе №1174.4. Музей Кота ученого в школе №2114.5. «Русь времен «Слова о полку Игореве» в школе №2114.Естественно-научные музеи:1. Музей Африки в школе №2103.2. «Природа и цивилизация» в школе №2114.3. «Экосистемы Битцевского парка» в школе №1206.Декоративно-прикладные музеи:1. «Родник» в школе №1613.2. Музей рукоделия в школе №2103.3. Музей декоративно-прикладного творчества в школе №2103.Музеи социальной направленности:1. Музей ЮНЕСКО в Школе имени Н.М.Карамзина.2. Музей детства в школе №1694.3. Музей русского быта XIX-XX веков в школе №2103.Сегодня школьные музеи – это не просто место хранения экспонатов, а интерактивная площадка, где на основе артефактов прошлого и настоящего дети создают проекты творческой, исследовательской, социальной и информационной направленности. Так, например, в музее «Русский быт XIX-XX веков» учащиеся создали междисциплинарный проект, в котором совместились информационные технологии, 3D-прототипирование, история и культура XIX века. А результатом проекта, созданного в единственном в Москве музее Африки на базе школы №2103, явилась интерактивная игра для дошкольников «Флора и фауна Африки».Получая первый опыт музейного образования в школе, ребята могут раскрыть свои образовательные горизонты, участвуя в метапредметной олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». В рамках этой олимпиады школьные музеи «Русский быт XIX-XX веков», «Декоративно-прикладное творчество» и «Рукоделие» уже третий сезон, а Музей боевой славы Ясенева второй сезон принимают обучающихся всех образовательных учреждений Москвы. Это интереснейшая возможность для детей почувствовать себя:- экскурсоводами (они сами ведут экскурсии для посетителей музея);- исследователями (они сами придумывают вопросы, ответы на которые можно дать, внимательно изучив экспозицию или слушая экскурсовода);- экспертами (им предстоит проверять ответы участников олимпиады);- музейными работниками (им необходимо уметь составлять опись экспозиций, следить за экспонатами);- реставраторами (в случае повреждения экспоната они должны уметь оказать ему «первую помощь»);- коллекционерами (ребята находят новые экспонаты и пополняют экспозицию).Участвуя в городском проекте «Школьные музеи: новые возможности», педагоги проводят интер­активные уроки для учащихся всех уровней и занятия для детей дошкольного возраста. Ежегодно на базе музеев проходит более 500 уроков по различным предметам. Музеи активно принимают участие в городском фестивале «Духовные скрепы Отечества». Так, например, в 2017‑2018 учебном году музей истории и боевой славы Московского военного округа противовоздушной обороны школы №1212 стал лауреатом фестиваля, а музей боевой славы 60‑й Севско-Варшавской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии (Первая дивизия народного ополчения Москвы) занял первое место в конкурсе военно-исторических музеев образовательных учреждений Российской Федерации.Сегодня школьный музей – это не только образовательный ресурс, на базе которого проходят уроки, экскурсии и мастер-классы для детей, но и социокультурный центр территории, где каждый может принять участие в квесте или в творческом вечере, получить опыт взаимодействия детей, родителей и педагогов. Теперь жители нашего района не только дарят экспонаты музеям, но и выступают на их базе внештатными экскурсоводами, инициаторами и участниками многих праздников и мероприятий.В этом году в рамках программы «Суббота московского родителя» музей А.В.Соломатина и музей «От Сталинграда до Вены» представили новый проект «Музейный лабиринт». Маршрут эстафеты проходил по всем отделам музеев, каждая команда должна была посетить все экспозиции, разгадать загадку и найти свой артефакт. Участникам игры посчастливилось не только увидеть содержание экспозиций, но и самим поработать инсталляторами выставки, а также освоить азы профессии научного сотрудника музея. Родители увидели, как музейная педагогика, включающая элементы игры и интерактивности, повышает учебную мотивацию, развивает кругозор.Школьные музеи перестали быть достоянием одного образовательного учреждения, сегодня они являются частью открытого пространства Москвы. Приглашаем посетить музеи наших районов Ясенево и Северное Бутово.Татьяна ФРОЛОВА, учитель школы №2103;

Елена ЗАЛЕВСКАЯ, заместитель директора школы №2103

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте