search
main
0

Музейная педагогика -образовательный ресурс

До недавнего времени музей в нашем обществе воспринимался как учреждение, выполнявшее функции отдыха, развлечения, получения знаний и общения. Сегодня музейные экскурсии, беседы и лекции стали хорошо апробированным методом художественно-эстетического воспитания и образования, являющимся составной частью культурологического цикла образования.

Музейная педагогика оказывается высокоэффективным воспитательным средством в том случае, если она сочетается с традиционными формами обучения – лекциями, практическими занятиями, ориентированными на изучение истории отечественной культуры в органической связи с историей культуры родного края. Образовательная функция в музейной педагогике реализуется в ходе музейных экскурсий и бесед путем расширения знаний и эрудиции в области истории искусства, развивая определенные навыки анализа художественных произведений. Однако необходимо предварительное знакомство с историей мировой и отечественной культуры и искусства, и здесь предварительным условием выступает организация и проведение в школе спецкурса «Мировая художественная культура».

Обязательным психологическим условием успешного решения образовательных задач стало создание у учащихся заинтересованности в посещении музеев и непосредственном общении с произведениями мастеров искусств. Эта установка может быть сформулирована на уроке как в ходе объяснения учителя (сопровождающегося показами репродукций), так и в совместном обсуждении учащихся с преподавателями содержания художественных произведений, спектаклей, их внутреннего смысла, культурной ценности.

В нашей школе обучение с использованием средств музейной педагогики активизирует школьников, мобилизует и развивает их способности, стимулирует любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество. В качестве практического результата мы рассматриваем в первую очередь учебно-познавательные достижения наших учащихся. Так, в 2009-2011 годы мы с учениками школы (всех ступеней) побывали на 200 экскурсиях в 30 музеях и на 60 театральных спектаклях Москвы. Для каждого из посещений разрабатывали специальную программу подготовки к посещению и просмотру, при необходимости – план работы на самой экскурсии, обязательным был этап рефлексии после посещения спектакля или музея.

Разрабатывая уроки и проводя экскурсии, мы акцентируем, выделяем такие цели, которые используют надпред-метное и межпредметное содержание предметов для выхода на личностные результаты учащихся. Это помогает учителям ориентировать и мотивировать учащихся на осознанное восприятие красоты и гармонии окружающего мира, учить их понимать подлинное содержание художественного произведения, проникать в его внутренний мир, постигать его историческую ценность, а значит, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта.

Практика убеждает, что такой подход к реализации образовательных задач отвечает как целям социализации личности, так и требованиям государства, представленным в новых требованиях федеральных государственных образовательных стандартов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте