search
main
0

Музейная педагогика

Вы когда-нибудь видели детский сад с целым десятком музеев? Конечно, не таких огромных, как Эрмитаж в Петербурге или Музей имени Пушкина в Москве, а совсем маленьких музеев величиной с полкомнаты или с небольшую комнату – все равно, детям там не менее интересно. Ведь они тоже совсем еще маленькие и ходят в детский сад № 1 поселка Красная Яруга Белгородской области.

Людмила Александровна Жиленко, заведующая детским садом, показала мне все музеи, которые у них есть, и рассказала о планах на будущее:

– Так как мы живем в сельской местности, у нас нет возможности часто водить детишек в настоящие музеи. Поэтому мы создаем свои маленькие мини-музеи. Сейчас их четыре, но в ближайшее время как минимум два еще прибавятся.

Наша экскурсия началась с краеведческого мини-музея, расположившегося в подготовительной группе. Специальные стенды в доступной для ребят форме рассказывали об истории и сегодняшнем дне Красной Яруги, о земляках – героях войны. Здесь же можно было увидеть сельхозкультуры, которые выращиваются в родном районе: небольшие букетики из пшеницы, ячменя – все можно потрогать руками. Больше всего мое воображение поразил настоящий макет главных пищевых предприятий района – свинокомплекса и птицефабрики «Краснояружский бройлер». А чтобы ребятишки наглядно могли себе представить, кого тут выращивают, рядом паслись миниатюрные пластиковые свинки, коровки и гуляли курочки.

В садике действует специальная программа оздоровления детей. Два раза в год каждый ребенок проходит курс общеукрепляющего оздоровительного массажа, а делает его врач-массажист из Краснояружской ЦРБ. С больницей у сада давняя дружба и совместная работа. И если массажист приходит в садик, то, например, принимать солевые ванны детей водят в солевую комнату больницы. В саду в каждой группе имеются ионизаторы воздуха, детям дают кислородные коктейли, а инструктор по физкультуре ведет специальный кружок «Не болей», в котором ребята с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Итог такой работы – практически стопроцентная посещаемость детского сада.

Следующим мини-музеем в моей экскурсии стал Музей русской избы. Здесь уже не только макеты, но и настоящие старинные вещи, принесенные в сад жителями Красной Яруги: люлька, вышитые полотенца, вязанные крючком кружева, иконы.

Когда я была в этом садике, экологический мини-музей еще не открылся, но подготовительные работы шли вовсю. Как рассказала заведующая, в нем будет представлен животный и растительный мир района. Для этого делаются специальные декорации, обрабатываются и высушиваются растения, а родители вяжут игрушечных зверей, которых потом рассадят по пенечкам и в тени сосновых веток.

Еще в планах создание музеев мяча в спортивном зале и народных инструментов – в музыкальном. Такая работа увлекла самих воспитателей, и теперь они придумывают, чем еще заинтересовать детей. Например, создать музей мяча- это не значит собрать десяток мячиков и красиво их разложить. Надо узнать все об истории мяча и постараться сделать самый первый мячик. Потом ответить на вопрос, для чего они используются, как их изготавливают, в каких видах спорта применяются. Постепенно новая информация укладывается в конспект, и вот уже у воспитателя готов целый рассказ об экспонатах своего музея. И тогда он начинает принимать экскурсантов.

Примерно раз в месяц каждая группа ходит в музей, то есть в гости в соседнюю группу, в которой обязательно есть на что посмотреть. И там малыши обязательно узнают что-то новое. А самое интересное в том, что эти экспонаты в отличие от настоящих во взрослых музеях можно трогать руками.

Меня очень интересовал вопрос, как дети реагируют на музейные уголки и стенды – не ломают ли, не разбрасывают?

По словам Людмилы Александровны, ребята понимают, что в музее надо вести себя спокойно, а с вещами обращаться аккуратно. Даже когда играешь. Недаром одним из самых интересных для ребят считается мини-музей театра. В нем рассказывается о всех видах театра, которые существуют в дошкольном мире. Тут же есть и своя мини-сцена с ширмой, здесь дети очень любят поиграть в артистов. А еще им нравятся сюжетно-ролевые игры – в магазин, во врача, в парикмахера. Чтобы играть было интереснее, в группах есть игрушечные торговые прилавки с пластмассовыми кассовыми аппаратами, есть маленькие больнички и парикмахерские. В обстановке игры дети полнее раскрываются, а детсадовские психолог и логопед имеют возможность наблюдать за ребятами в свободной обстановке. В дальнейшем это очень помогает во время занятий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте