В нашей гимназии созданы музеи историко-краеведческой, естественно-научной, военно-патриотической направленности. В создание и развитие музея внесли вклад очень многие – и учителя, и учащиеся, их родители, ветераны.
Могут ли музеи вписаться в педагогику ХХI века, найти свое место в период перехода на новые образовательные стандарты? Мы уверены, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения. Какие возможности реализации требований ФГОС дают школьный музей и музейная педагогика? Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея – информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств – деятельностный подход в музейной педагогике. Экскурсия является одной из основных форм научно-просветительской работы. Она может быть обзорной и тематической, проблемной и комплексной. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети здесь не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в ходе обзорной экскурсии по краеведческому музею учитель объясняет, что история страны начинается с истории отдельного района, отдельной семьи. Помните слова Л.Н.Толстого: «Я вижу Россию через призму Ясной Поляны»? А наши ученики могут увидеть Россию через призму своего района Ховрино как части Москвы.Урок в школьном музее можно организовать в различной форме, но единым требованием является использование музейного предмета, его глубокое изучение. Музейный урок может иметь два значения: воспитательный урок мужества, патриотизма и нравственности или учебный и обучающий по различным школьным дисциплинам (истории, географии, литературе, природоведению).Проектная деятельность. В нашу жизнь входят новые технологические процессы, среди которых и социально-педагогическое проектирование, предлагающее обучение и развитие учащихся на активной основе через целесообразную деятельность, сочетающуюся с личными интересами детей. Метод проектов предусматривает наличие значимой в исследовательском плане проблемы.Темы проектов выбирают ребята вместе с руководителем школьных музеев и педагогами. Цель проекта – преобразовать традиционное музейное пространство в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. В работе наших музеев можно выделить, например, создание фильмов на историческом материале, а также работу по составлению альбома топонимики.В перспективе – работа над проектом «Электронный музей гимназии». К работе побудили следующие причины:- накоплен богатый краеведческий материал, но им не всегда удобно пользоваться; – появились новые средства обучения: компьютер и Интернет стали привычными атрибутами школьной жизни, а значит, появилась возможность шире использовать материалы музея в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовать формы и методы работы;- электронный архив позволит накапливать и расширять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Отличительные особенности школьного музея в том, что его создатели – учащиеся и педагоги – являются и его основными «пользователями». Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу. Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом. Для наших учащихся это включение происходит 1 сентября в 1-м классе, когда дети совершают первую экскурсию по школе и приходят в школьный музей. Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС. Сайт гимназии gum1590s.ruЕлена Николаевна БОБРОВА, директор московской гимназии №1590 имени Героя Советского Союза В.В.Колесника: «Термин «школьный музей» определяет не его местонахождение, а специфику: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс»
Комментарии