search
main
0

Музей в чемодане. Опыт по созданию проектов в начальной школе

​Актуальность использования метода проектов в начальной школе заключается в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей деятельности младших школьников – игровой. Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют применять абстрактные приемы в отрыве от конкретного содержания проекта. Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себяв различной деятельности, то есть преобладает внешняя мотивация.

Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомится с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.овместным проектом учителей и учащихся лицея №1793 стало создание мобильного музея «Музей в чемодане». Отличие такого музея от  стационарного в том, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы, к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами. Это очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Первым проектом в формате «Музей в чемодане» стала экспозиция, посвященная быту солдата времен Великой Отечественной войны. Силами учителей и учащихся были собраны предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями: армейский котелок с флягой, ложка, солдатский вещмешок, пилотка, гимнастерка, солдатское письмо-треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.Целью разработанного нами проекта «Музей в чемодане» стало содействие в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании учащихся. Презентуя проект, педагог обратился к учащимся со вступительным словом:- Сегодня стартует занимательный проект, который называется «Музей в чемодане». Это необычный мобильный музей, в который мы не только заглянем, но и ознакомимся с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он будет перемещаться из класса в класс, а его экспонаты можно будет потрогать и даже примерить. Сегодня наша экспозиция посвящена боевым будням солдата Великой Отечественной войны.Педагог и учащиеся, занятые в подготовке и реализации проекта, не только демонстрировали экспонаты, но и рассказывали школьникам-экскурсантам историю их возникновения, цитировали стихотворные произведения, посвященные рассматриваемым предметам.Так, юные экскурсоводы сообщили о том, что армейский вещевой мешок, с которым когда-то солдаты прошли не одну боевую схватку, – очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что была в 1800-1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной Армии во времена Великой Отечественной войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок.Экскурсанты с интересом узнали о том, что история фляжки очень древняя, ибо с самых древних времен требовался сосуд для переноса жидкости, но нынешнюю известность фляга приобрела лишь со времен Великой Отечественной войны. Именно в годы ВОВ каждому солдату по уставу полагалось носить флягу. Изготавливается она из пищевого алюминия, а также может быть покрыта краской защитного цвета и применяется в основном с чехлом, который хорошо крепится на поясном ремне. С 1937 года стали выпускать и новую флягу – с резьбовой крышкой, носимую в простом брезентовом чехле, застегивающемся на пуговицу. Со времен ВОВ каждый солдат обязан иметь фляжку, причем это касается не только России, но и других стран.Учащимся-экскурсантам предлагалось не просто воспринять информацию, но и активизировать собственные знания. Так, в рамках проекта-экскурсии прозвучали следующие вопросы: 1. У каждого советского солдата был санитарный индивидуальный пакет. Как вы думаете, что было внутри такого пакета? Для чего нужны были бинт и вата? С помощью санитарного пакета солдат мог в любой момент перевязать себе и товарищу легкую рану. 2. Солдатская сумка называется планшетом. Для чего использовали планшет? Советские офицеры носили в нем бумаги, карты, документы, карандаши, ручки. В нашем «Музее-чемодане» находится двухсекционный полевой офицерский планшет с дополнительным карманом для карандашей и ручек, изготовленный по ленд-лизу для офицеров Красной Армии. Подумайте, как еще могли использовать планшет во время войны? На нем могли писать?Также учащиеся узнали о том, что в период войны существовала полевая почта по передаче солдатских «треугольников» их родным, и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата все в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в солдатский «треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса – номер воинской части либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике, только одно из десяти написанных солдатами за день писем доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем.В итоге из вышесказанного следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане» благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдаленных районах, разных городах, образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.Ирина ЦЫБРОВА, учитель лицея №1793

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте