Мне по-настоящему в тот день повезло – самое начало последнего месяца зимы было скорее похоже на апрель: вовсю светило солнце, пахло талым снегом и незаметно наступающей весной. Разве что еще воробьи не чирикали. Не то что в Москве, радовалась я, шагая по подмосковному Подольску. В ней, замученной толпами приезжих, закованной в асфальт, смена времен года как-то не особенно заметна.
– Подольску – 220, – читала я на городских щитах, а сама тревожилась – зря все-таки точный адрес не спросила у Лидии Андреевны Дорофеевой, а вдруг об этой Ивановской усадьбе никто не знает?
– Конечная. Автобус дальше не идет, – очнулась я от слов пожилой кондукторши. Передо мной был роскошный дворец, но предположить, что здесь и находится Музей профессионального образования, я не рискнула и потому направилась за стайкой подростков в близлежащий техникум.
– Да вон же он, музей, – махнули они в сторону Ивановской усадьбы, – вы его прошли.
Из досье “УГ”
Из профессионально-технической школы на профессиональную сцену вышли солистка Большого театра Валентина Клепацкая, народные артисты СССР Зиновий Гердт и Вячеслав Тихонов, заслуженная артистка России Маргарита Лифанова и народный артист России Александр Михайлов.
“Таких балов, как у тетушки, нигде не видал…”
Лидия Андреевна, сразу видно, уже ждала меня – на столе стояли чашки и поднос с пирожными.
– Угощайтесь, – пригласила она, – а мне пока еще пару вопросов надо решить. Раньше мне казалось – в музее работа будет спокойная. А тут все время какие-то проблемы – то со строителями, то звонки, то отчеты… И так уже восьмой год, а вообще музею 18 апреля исполнится 15 лет. У меня жизнь интересно складывается, я ведь тоже заканчивала ремесленное училище, сейчас это 24-е климовское ПУ, а вот теперь в финале своей трудовой деятельности вряд ли куда еще пойду работать – я директор Музея профессионального образования…
– Ну что ж, лучше раз увидеть, – говорит Лидия Андреевна, подписывая последнюю бумажку, – пойдемте смотреть музей…
Я попадаю в роскошный зал – мраморные колонны, камин, до блеска натертые полы, черный рояль. А еще четыре портрета в полный рост, среди них лишь одна женщина -удивительная красавица с уверенным улыбающимся лицом.
– Это хозяйка имения Аграфена Федоровна Толстая, – замечает мой восхищенный взгляд Лидия Андреевна, – между прочим, в нее был влюблен Пушкин, сведений о том, бывал ли он в Ивановском, у нас нет, но уж точно посещал балы Толстой и Баратынский, кстати, Лев Николаевич – внучатый племянник Аграфены Федоровны, и он частенько тут бывал, признавая, что таких балов, как у тетушки, нигде не видал… Позже имением владели Закревские, потом братья Бахрушины. А сейчас у нас тут проходят вечера и конференции.
– А кому же пришла идея открыть здесь музей?
– Дело в том, что усадьба была полуразрушена, ее реставрацией занялись два замечательных человека – Борис Папиров, директор ПУ N27, и бывший директор завода имени Орджоникидзе Алексей Долгих. Они-то и предложили открыть здесь музей профессионального образования… А сейчас у нас 14 кабинетов и более 42 тысяч экспонатов. Есть совершенно уникальные. А еще 18 филиалов по всей России. Самые крупные в Вологде, Самаре, Новосибирске, Омске, Саратове… Если учитывать эти филиалы, то экспонатов по профессиональному образованию у нас в стране более 150 тысяч… Жаль, что многие музеи в профессиональных училищах и техникумах были закрыты в 90-х годах, а экспонаты потеряны, да и сейчас все в регионах зависит от местного начальства – есть деньги, тогда у музея может быть и освобожденный директор, и даже сотрудники…
Усадьба Ивановское – настоящий дворец!
А начиналось все с Петра
– А теперь пойдемте смотреть наши экспонаты, – приглашает Дорофеева. И я попадаю в первый зал, где сразу же натыкаюсь взглядом на скульптуру Петра.
– С него все и начиналось, – говорит Дорофеева, – ведь Петр сам владел 14 профессиями: был и замечательным токарем, и сварщиком, плотником и кораблестроителем… В прошлом году у нас был главный праздник – 300 лет профессиональному образованию, первой 14 января 1701 года была открыта школа математических и навигацких наук в Москве.
Передо мной указ Петра от 1714 года об открытии профессиональных школ в губерниях…
– Жаль, нет у нас подлинных экспонатов петровского времени, – сокрушается Дорофеева, – они в основном все в Питере, в Политехническом и других музеях, было бы, конечно, здорово, если бы они хотя бы часть нам передали…
…С удивлением для себя узнаю: оказывается, профессиональным образованием занимался всерьез Василий Николаевич Татищев – он открывал горнозаводские школы. А Андрей Константинович Нартов был “личным токарем” Петра, автором нескольких уникальных станков. Ребята из технического кружка ПУ N25 Тюмени сделали модель одного из станков Андрея Константиновича, получив за нее первую премию на ВДНХ СССР в 1987 году.
– Мальчишек из ПУ N11 Нижнего Новгорода заинтересовал парусный фрегат “Святой Павел” – флагман адмирала Федора Ушакова, и они блестяще сделали его модель, – привлекает мое внимание к следующему экспонату Лидия Андреевна. Останавливаемся мы и у стенда, рассказывающего об отце и сыне Черепановых – изобретателях первого паровоза в России.
– В конце ХVIII – начале ХIХ века в России появляются самые различные ремесленные училища и профессиональные школы, между прочим, начинает развиваться и женское профессиональное образование, – продолжает экскурсию директор музея. И показывает на фотографии девочек, выпускниц школы рукоделия. – Конечно, большинство из этих заведений готовили девочек к семейной жизни – учили шитью, вышивке, но были и медицинские училища, к концу ХIХ века начали появляться различные курсы и училища для телефонисток. Вообще такому бурному развитию профессионального образования в конце ХIХ века во многом способствовало Императорское Русское техническое общество, возникшее в 1866 году. Оно организовало три съезда по техническому и профессиональному образованию. Комиссией же по техническому образованию общества долгое время руководил А.Г. Неболсин.
От серьезного разговора меня несколько отвлекает вальяжный черный кот с белыми лапами, неожиданно появляющийся в зале, он обводит глазами экспонаты и ложится под стендом Владимирского земского ремесленного училища имени Мальцева. Оно оказалось лучшим на то время, а руководил им профессор Московского высшего технического училища Д. К. Советкин.
Мы переходим во второй зал – советское профтехобразование, 1917 -1940 годы. Здесь документы и фотографии тех лет. Я обращаю внимание, что с 1917-го по 1920 год чего только не было – профтехшколы, профтехкурсы, учебно-показательные мастерские, школы рабочей молодежи, школы-клубы… В 1920-м появляются знаменитые ФЗУ – фабрично-заводские училища, о которых я слышала в детстве еще от отца, заканчивавшего одно из таких в конце 50-х…
Сколько знаменитых людей прошли через ФЗУ! Писатель Константин Симонов, маршалы авиации А. Голованов и Е. Савицкий, авиаконструктор Александр Микоян, академик Сергей Королев…
Передо мной снимок первого набора школы ФЗУ при заводе “Красная Пресня” в Москве – лица совсем юные, воодушевленные тем общим задором и верой в светлое коммунистическое будущее, над которыми сейчас мы зачастую иронизируем…
– В 30-е годы ФЗУ перешли в ведение промышленных наркоматов, в результате резко сократилось число выпускников ФЗУ и самих фабрично-заводских школ, – рассказывает Лидия Дорофеева, – в 3-й пятилетке план по подготовке рабочих кадров был выполнен всего-то на 18 с небольшим процентов, так что в 1940 году, поняв свою ошибку, правительство создало государственную систему профессионально-технического образования, 2 октября появляется указ “О государственных трудовых резервах”, а вместе с ним три типа учебных заведений – школы ФЗО с 6-месячным сроком обучения и двухгодичные ремесленные и железнодорожные училища.
– Я училась во время войны, – говорит мне Лидия Андреевна, – и потому всегда так волнуюсь, когда рассказываю о военном периоде. Представляете, война, голод, разруха. А в 1943 году в Москве прошел I Всесоюзный смотр художественной самодеятельности трудовых резервов – я, кстати, там участвовала. Вот посмотрите на эти фотографии. Знаете, к примеру, что артистка Театра Российской Армии Рита Лифанова училась в ФЗУ и выступала в самодеятельности во время войны…
– А вот, пожалуй, один из самых трагических наших документов – списки эвакуированных ребят из блокадного Ленинграда. Их оттуда вывезли, пришли встречать на вокзал с оркестром, а оказалось, по дороге половина из них умерли… На этом стенде – документы и швейная машинка нашего директора ремесленного училища Серафимы Ивановны Щадриной, – удивительная была женщина, представляете, она умудрялась обшивать всех своих учеников и в эвакуацию в Нижний Тагил, куда она сопровождала ребят, брала с собой эту самую машинку.
Мой взгляд останавливается на предмете, в котором я не сразу узнаю репродуктор того времени. Дорофеева тут же поясняет – он сделан ребятами из ремесленного училища Воронежа во время их эвакуации в Чкалов. А вообще, подводит итог Лидия Андреевна, за четыре года войны училища и школы трудовых резервов подготовили 2,5 миллиона рабочих – столько же выпускников ФЗУ страна получила за мирные 20 лет…
Наряд для космической вечеринки (от радиокомбайна до космического модуля)
– После войны появляются новые типы училищ: специальные – для сирот, ремесленно-художественные, сельскохозяйственные, а также по подготовке более сложных специальностей, – продолжает экскурсию директор музея, пока мы переходим в другой зал. – Вообще существенные перемены в системе трудовых резервов начались в 1958 году, тогда появился закон, по которому были образованы городские и сельские ПТУ, введены новые программы и планы.
Большой ящик с вмонтированным в верхней части телевизором трудно не заметить. И пока я собираюсь спросить, что это за чудо, Лидия Андреевна опережает меня:
– О, это наша гордость, радиокомбайн. Можете себе представить – 1956 год, телевизоры только что появились в массовом производстве, а тут еще и магнитофон, и проигрыватель в комплекте. Это чудо, кстати, сделано руками ребят из технического кружка ПТУ N12 нашего Подольска под руководством мастера Владимира Брожека. Этот экспонат произвел фурор не только у нас, на Международной выставке в Монреале в 1958 году он получил Большую серебряную медаль. А на этой карте показан маршрут передвижной выставки по городам Японии – только посмотрите, какой путь проделал наш экспонат, – восхищается Дорофеева.
– А теперь пойдемте в современный зал. Вот от этого экспоната ребят, особенно помладше, не оттащишь, – показывает Лидия Андреевна на смешного робота, – он действующий, – добавляет директор музея и тут же нажимает на какую-то кнопочку, робот начинает подмигивать глазами и шевелить руками. – Его сделали мальчишки из Ульяновска, а вот эту целую серию экспонатов: модель фрезерного, гончарного, камнерезного станков и бетономешалку – все это изготовили учащиеся ПТУ Тюмени под руководством мастера Михаила Горохова.
В небольшом космическом зале, посвященном выпускникам профессиональных училищ Юрию Гагарину и Сергею Королеву, я увидела макет космического модуля “Спектр”.
– Это парень из Самары прислал, почти сразу как была затоплена станция “Мир”, – поясняет Лидия Андреевна. Тут же стоит телевизионная башня с миниатюрным телевизором. Ее сделали ребята из Москвы. А девчонки сшили платье, в котором полетят в космос женщины.
Длинное серое платье с серебристым отливом действительно было роскошным, в таком разве что ходить на космические балы и межпланетные вечеринки.
– Не думайте, что это все, – говорит Лидия Андреевна, когда мы выходим из очередного зала, – сейчас пойдем смотреть наших народных умельцев по художественной обработке дерева.
“Папа Карло” А.И. Баринова из СПТУ-20 поселка Низовье Калининградской области приглянулся мне сразу, чего только стоили его искусно сделанные деревянные локоны волос и острый нос. Не менее виртуозной была работа мастера из ПТУ-10 города Казани В. А. Антонова. Его деревянный столик поражал изящной причудливой резьбой…
С деревом можно творить самые разнообразные чудеса, поняла я, выходя из этого зала: расписывать, выжигать по нему, заниматься инкрустацией. И у каждого промысла свои особенности – у хохломского свои, у богородского и городецкого – свои. Расписная деревянная посуда до того красива, что, глядя на нее, и об обеде забываешь.
– Не расслабляйтесь, где вы еще увидите ручной ткацкий станок, не смотрите, что он маленький. Работает как настоящий, – подбадривает меня директор музея, когда мы входим в зал “Художественное ткачество”.Чего тут только нет – вологодские и елецкие кружева, сплетенные рукодельницами ПТУ N 15 Вологды и Дома культуры учащихся ПТО Ельца. – У нас в Подольске, между прочим, девчонки кружева не хуже плетут. Внизу видели выставку “Подольская мастерица”, – с гордостью говорит Лидия Андреевна. – А люберецкие умелицы, смотрите, какие коврики на выставку привезли, это только часть экспонатов, основные мы уже убрали, готовим другую экспозицию.
Коврики действительно, что называется, радовали глаз – яркие, оригинальные, таких в магазине не купишь. А рядом с ними гобелены, макраме, вышивки и аппликации – просто глаза разбегаются!
Передо мной действующий макет гончарной мастерской 1900 года, сделанный опять же тем неугомонным Михаилом Гороховым из Тюмени. А дальше – образцы глиняной игрушки, фаянсовая и фарфоровая посуда с росписью, изготовленная умелыми руками ребят из ПТУ N 90 Петербурга, ПТУ N 12 Пензы, ПТУ N 58 города Кунгура. И, конечно же, знаменитая гжель – посуда, игрушки, сделанные руками ребят из Гжельского художественно-промышленного колледжа.
– Ну напоследок посмотрим зал “Художественная обработка металла”, – предлагает директор и тут же комментирует: – Мастера по финифти, филиграни, скани – ребята из СПТУ N 58 города Кунгура, СПТУ N 11 города Петербурга, СПТУ N 23 Павлова, ПТУ N 25 Москвы, нет равных в гравировке по стали у ПТУ N 4 города Златоуста, ну а художественной росписью, ювелирными изделиями славятся СПТУ N 2 Улан-Удэ, СПТУ N58 города Кунгура. У нас, кстати, ежегодно проходит выставка “Мастер “Золотые руки”, и со всей России к нам привозят ребята свои изделия! Не смотрите, что сегодня никого нет, а так в год около 40 тысяч ребят проходят через нас – и школьники, и, конечно, те, кто выбрал рабочую профессию. Наши давние друзья – поисковые отряды профессиональных училищ из Омска и Томска. Я уже не говорю о своих подольчанах.
А я обращаю внимание на сотрудников Лидии Андреевны – как и везде в музеях, тут в основном женщины, удивляюсь, когда узнаю, что старшей, Татьяне Павловне Зарубиной, – 86 лет.
– Да, они у меня все энтузиасты, я бы даже сказала, фанатики музея, допоздна здесь работают, а зарплата, сами знаете, – копейки…
Резчики по дереву – настоящие волшебники. Глаз не оторвать!
В гостях у “Виктории”
– Кстати, раз вы уж к нам приехали, я должна показать вам свое родное училище, – неожиданно предлагает Лидия Андреевна. – Климовск совсем рядом, на машине минут пятнадцать – не больше…
В училище нас встречают прямо на пороге улыбчивые мальчишки и несколько девочек.
– Мы вас уже два часа ждем, – сообщают.
– Я вас сюда не случайно привезла, – признается Лидия Андреевна, – тут есть замечательный поисковый отряд “Виктория”, впрочем, о нем вам лучше расскажет мой бывший пионер, а сейчас зам. директора по научно-производственной работе Юрий Романович Спасский.
– Я лучше покажу, – сразу же раскладывает фотографии и альбомы Юрий Романович. На снимках ребята в голубой форме устанавливают памятник солдату.
– Да, это наш знаменитый Виктор Талалихин. Мы нашли его могилу, оказалось, она поросла травой, была неухоженной, а мы вначале это место огородили, установили памятный знак. А потом объявили сбор денег – сейчас на могиле героя стоит памятник.
– Вы знаете, в отряд попасть непросто, – включается в разговор вихрастый мальчишка. – С вредными привычками не берут, ну, например, тех, кто курит. Я раньше курил, теперь бросил. И двоечников, прогульщиков тоже не берут…
– Отряд пока небольшой – 22 человека, – рассказывает Юрий Спасский. – И обходится он училищу недешево – около двух тысяч долларов в год, на организацию походов, экскурсий, форму нужны деньги. С ребят же мы ничего не берем. Многие, кстати, просятся в отряд. Мы ищем останки и вещи погибших, приводим в порядок их могилы, на домах погибших устанавливаем таблички: “Здесь живет семья героя, грудью защитившего страну”. Ребята лучше узнают и свой родной край, по-другому относятся к ветеранам Великой Отечественной.
Робот из Ульяновска всегда рад гостям
Есть у нас и просто туристические походы, летом, к примеру, хотим пройти на надувных лодках по реке Лопасне. Правда, проблема с руководителями походов, мужиков, как и везде, мало, чаще всех я хожу с ребятами. Они ведь после походов, а особенно поисковых слетов, становятся совершенно другими. Бывает такое – приходят к нам из школы такие хулиганы, доводившие своих школьных наставников до обмороков, а попадают к нам и потихоньку меняются. Нет, встречаются, конечно, и тяжелые случаи, иногда приходится и отчислять, но могу сказать – к нам даже из Москвы некоторые ездят учиться, наверное, потому, что чувствуют заботу по отношению к себе и теплоту, мы действительно стараемся относиться к ребятам, как к родным. Если некоторые училища и техникумы пытаются ввести как можно больше платных курсов, то у нас все бесплатно, мы, между прочим, обеспечиваем ребятам хорошее горячее питание. Ну а с Лидией Андреевной мы давние друзья, она вам уже говорила, что была моей старшей пионервожатой, наши ребята в музее – завсегдатаи, музей нам помогает находить новые сведения о героях Великой Отечественной, мы в свою очередь делимся своими находками… Когда-то, между прочим, в училище был свой музей, а потом, в период междувластия, экспонаты растерялись, и потому сейчас мы все отдаем Лидии Андреевне.
…Домой из Подольска я возвращалась поздним вечером. Зима снова напомнила о себе резким холодным ветром и срывающимся мелким снежком. Под стук колес электрички я вспоминала радушную Лидию Андреевну и экспонаты ее уникального музея. И думала: каким бы лихолетьем и бедами ни обижала судьба Россию, талантливыми людьми, подлинными мастерами, плоды чьих рук видела я в музее, не оскудеет земля никогда.
Светлана РУДЕНКО
Подольск,
Московская область
Комментарии