3 октября 1831 года в петербургской газете «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» появилось письмо Александра Пушкина. «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» Автором произведения, поразившего русского гения, был молодой Гоголь.
Северная столица сыграла в судьбе писателя значительную роль. Здесь по приезде в 1828 году были долгие мытарства, связанные с устройством на службу. Здесь постигли неудачи с публикацией поэмы «Ганц Кюхельгартен» и поступлением на сцену. Но здесь как отклик настоящего художника на поражения и созрел замысел ярких, блистательно-юморных, живописных «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Город, полный противоречий и насыщенный атмосферой мистики, унылой реальности, безнадежности и волшебной перспективы, стал фундаментом в строительстве внутреннего видения творца. Не случайно Гоголь в письме к матери как-то заметил: «Как благодарю я вышнюю десницу за те неприятности и неудачи, которые довелось испытать мне. Ни на какие драгоценности в мире не променял бы их…»
По словам Белинского, Гоголь «Петербургу обязан многими типами созданных им характеров». Оно и правда: знаменитые петербургские повести, «Ревизор», начало «Мертвых душ» – все это производные от суммы впечатлений, переживаний, встреч, чувств. Гоголевский Петербург многолик и многогранен, и в то же время, увы, сегодня гоголевского Петербурга нет. Все литературные маршруты, как правило, приводят в музей автора этих маршрутов. Но музея Гоголя в России не существует. Хотя инициатива создания его относится к 1986 году и принадлежит Дмитрию Лихачеву. Выступая на съезде писателей, он сказал, что в Москве должен быть создан музей Гоголя на Никитском бульваре, 7а, где писатель жил последние четыре года, работал над вторым томом «Мертвых душ» и где скончался. Еще тогда Лихачев предлагал переселить библиотеку, имеющую в своем ведении две мемориальные комнаты Гоголя, в соседнее здание. Однако до сей поры проблема создания музея остается нерешенной.
Президент ассоциации «Мир культуры», председатель правления Фонда Н.В.Гоголя, писатель, лауреат премии Солженицына Игорь Золотусский в информационном агентстве «Росбалт» заметил, что в преддверии двухсотлетия со дня рождения классика, которое состоится в 2009 году, группа творческой интеллигенции и русских литераторов решила обратиться с просьбой о создании музея к правительству Санкт-Петербурга.
– Петербург – город, чья история и традиции пропитаны творчеством многих удивительных личностей. Гоголь жил здесь в нескольких местах. Начинал на улице Гороховой, а закончил на Малой Морской, которая в 1909 году, ко дню его столетия, была переименована в улицу Гоголя. Там, в доме №17, Гоголь жил последние три с половиной года. Это самая знаменитая его квартира. К счастью, она сохранилась. Возможно, Петербург будет первым, кто воздаст дань великому писателю.
Увы, пока ответная реакция петербургских властей вылилась в комментарий председателя Комитета по культуре Николая Бурова, где сказано, что «реальных предпосылок для создания музея Гоголя нет. Первое, что надо отметить, – это отсутствие собрания музейных предметов, которое может быть положено в основу нового музея… Во-вторых, в условиях ограниченного финансирования существующей музейной сети, выделение средств на создание и содержание нового государственного музея из бюджета Санкт-Петербурга не представляется возможным».
– Отсутствие коллекции – это основная мотивация отказа, – говорит Игорь Золотусский. – Я новичок в музейном деле, но возьмем, к примеру, Михайловское. Там, кроме чашки, принадлежащей Пушкину, нет ничего. Можно назвать многие музеи, которые не имеют так называемой коллекции, если под нею понимать личные вещи. Личные вещи Гоголя есть только в Больших Сорочинцах в Украине, где был открыт первый музей Гоголю в 1929 году. Поэтому этот мотив отказа нельзя считать серьезным.
– Необходимость музея чрезвычайна, – убежден кинодраматург Михаил Кураев. – Музей – это прежде всего культурный центр, а не кладовая. Вещи в нем – не самое главное. Сегодня говорить о музее как только о собрании мемориальных вещей неправильно. У нас есть стены, в которых созданы лучшие творения Гоголя. Музей, если хотите, духовное сбережение нации.
К сожалению, пока Гоголь и Петербург говорят на разных языках. Величина в русской литературе так и остается неприкаянной. На родине Гоголь зачислен в ряд зарубежных писателей, в России лишен музейных стен. История петербургских мытарств повторяется? Но, может быть, город, по праву считающий себя сокровищницей истории, плодоносной жилой таланта, прислушается сквозь века к оценке того же Белинского, писавшего: «Влияние Гоголя на русскую литературу было огромное. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний… В лице писателей «натуральной школы» русская литература пошла по пути истинному и настоящему, обратилась к самобытным источникам вдохновения и идеалов и через это сделалась и современною и русскою».
Комментарии