Музей космонавтики многие годы остается местом, которое привлекает самые разные аудитории в том числе благодаря умелому сочетанию непрерывной модернизации и верности традициям. В его стенах никогда не скучно. Но как музей адаптируется к школьным занятиям, например, в рамках виртуальных туров? Чем особенно интересуются школьники, пришедшие в его стены? Об этом и многом другом, в том числе об уникальных музейных выставках, в беседе для «Учительской газеты» с директором музея Натальей Артюхиной.
– Наталья Витальевна, расскажите, пожалуйста, о сегодняшней жизни Музея космонавтики.
– Музей располагается под монументом «Покорителям космоса» около станции метро «ВДНХ» и является одним из самых популярных. Мы входим по всем показателям в тройку лучших музеев, которые подчинены Департаменту культуры. И еще гордимся тем, что, по отзывам наших посетителей, имеем оценку «5:0», немногие музеи могут этим похвастаться.
Сейчас часто говорят, что нет интереса к космонавтике, к космосу. Хочу сказать вам, что это совершенно не так. Интерес к космонавтике растет, что подтверждает наша посещаемость, она увеличилась примерно на 10% по сравнению с допандемийным 2019 годом.
– Какая аудитория прежде всего заинтересована в вас?
– Совершенно разная – школьники, семьи с детьми, молодые люди, гости из регионов, которые выбирают Москву как туристический кластер. Я думаю, причина в том, что Россия в этом отношении своих позиций не теряет: есть очень интересные проекты, которые сейчас осуществляются в космонавтике. А вторая причина в том, что мы сильно ориентированы на посетителя, на нашего гостя. Начиная от комфортности пребывания посетителя в музее и завершая обновленной музейной экспозицией.
– Наверняка музей постоянно развивается. Хотелось бы услышать о самых любопытных выставках.
– Мы открываем множество выставок в течение года, причем не только внутри музея, но и планшетных, и электронных. Основная экспозиция постоянно модернизируется, недавним этапом модернизации было крупное перевоплощение первого зала нашего музея «Утро космической эры». Сейчас он выглядит так, как должен выглядеть суперсовременный музей. А еще советую посетить новую выставку «Музей космонавтики: модель для сборки», которая рассказывает об истории формирования фондовой коллекции.
В рамках выставки мы показываем 450 уникальных предметов, скомплектованных музеем за последние пять лет. Но это только часть того, что было сделано за это время. А общая численность – примерно 16000 артефактов. Как вы понимаете, не каждая вещь попадет в музей, она должна пройти несколько уровней экспертизы, обсуждений. Это необходимо для положительного решения о приеме предмета в Государственный фонд РФ.
– Думаю, что в рамках такой интересной выставки представлены очень разные предметы. Не поделитесь подробностями?
– Это и картины на космическую тему, написанные в разные годы ХХ века, и реальные вещи космонавтов и конструкторов, и документы, и те изделия, которые предприятия рассекретили и передают в музей. Здесь можно увидеть очень редкие артефакты, существующие в единственном экземпляре.
И еще один проект, который впечатляет многих, – выставка, сделанная в коллаборации с одним из ведущих военно-космических предприятий страны – ВПК НПО машиностроения, которое находится в Реутове. Это предприятие долгое время возглавлял Герберт Александрович Ефремов, которого наш президент два года назад сравнил с Сергеем Королевым. Герберт Александрович создатель всех крупных автоматических космических станций и гиперзвукового блока «Авангард». Мы полностью доверили ему выбор экспонатов для выставки. Экспозиция детально рассказывает о шести вызовах времен холодной войны и достойных ответах Советского Союза.
– Вы упомянули о том, что музей часто посещают школьники. Для нашей аудитории это, конечно, особая тема.
– Вся наша команда – апологеты образовательного процесса. Я всегда считала и считаю, что музей должен решать образовательные задачи, поэтому мы делаем все для того, чтобы музей был встроен в этот контекст.
Мы разработали более сорока различных учебных занятий, которые полностью соответствуют сегодняшнему федеральному образовательному стандарту. Их готовят методисты музея. Это уроки по физике, химии, математике, биологии и даже по физкультуре и литературе. Педагоги проводят учебный день в музее в соответствии с этими разработанными нами методиками. Где лучше провести учебное занятие по теме «Реактивное движение» для 7‑го класса – в школе, у доски, с компьютером или в Музее космонавтики? Все наши исследования показывают, что интереснее, интерактивнее и понятнее все это проходит в экспозиции музея. Музейный предмет может быть дидактической единицей, решать практические задачи. Школьник может сравнивать, выделять главное, искать смысловые соединения.
– А что делается в этом смысле для удобства педагогов?
– Чтобы педагогу было удобнее проводить учебный день в музее, была запущена программа мэра Москвы «Музей детям». По программе учитель может заказать бесплатный автобус и со школьниками приехать в музей и провести урок. Наш музей развил идею и создал специальную систему, позволяющую учителям готовиться к проведению учебного дня в музее из дома. Это виртуальное пространство на нашем сайте, в рамках которого ты можешь передвигаться от предмета к предмету. С таким виртуальным туром сопряжена вся методика проведения образовательного занятия, даже прописаны примерные варианты вопросов, которые учитель может пройти с учениками.
– Знаю, что в музее хранятся чудесные метеориты, прилетевшие с просторов Вселенной…
– После экскурсии школьникам предлагается потрогать их и загадать желание. Недавно наши молодые сотрудники подсчитали, сколько раз к этим трем метеоритам прикоснулись посетители. И я задумалась о том, что музей как-то незаметно стал местом добра и в этом смысле.
– Чудесная история! Но, насколько мне известно, занятия в музее ведут не только учителя, но и ваши музейные педагоги.
– Специальная образовательная программа называется «Урок в музее». К Году педагога и наставника мы также дополнительно разработали две новые образовательные программы. Первая – программа личностного роста для школьников, которая называется «Мой наставник – космонавт». Под виртуальным руководством космонавта дети проходят музейный квест, а педагог корректирует этот процесс.
Второй программой стал новый цикл встреч, который мы специально запустили для космических классов Москвы. Такие классы были созданы в тридцати школах нашей столицы. Мы стали основным музейным партнером в этой программе. Среди космонавтов могут быть такие великие люди, как летчик-космонавт Владимир Александрович Джанибеков, и те, кто сегодня работает на орбите. Ребята спорят и даже делятся результатами домашних заданий, которые им дал космонавт.
– Получается, что вы предлагаете весь спектр музейных возможностей, которые могут быть востребованы школой. Спасибо вам за это! Мы еще не упомянули ваше участие в такой популярной программе, как олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Но у вас также реализовывается программа «МИР», название ее амбивалентно: с одной стороны, станция «Мир», с другой – «Музейно-исследовательская работа»…
– Программа состоит из четырех занятий, которые проводятся для младших и средних школьников – четвертый, пятый и шестой классы. Задача – научиться исследованию вне музея. Ребята осуществляют исследования, формируют исследовательскую группу и публично защищают проект перед космонавтом, своими учителями и музейными работниками. Недавно я спросила у участников (это были пятые классы), кто из них в первый раз выступает вне школы, в публичном месте, 90 процентов ребят подняли руки.
– Будем надеяться, что эта программа станет важной ступенью для интеграции ребят в публичное пространство. А удается ли знакомить школьников с биографиями ведущих космонавтов?
– К 12 апреля мы подготовили специальную выставку на эту тему с портретами космонавтов. Там рассказывается о Юрии Алексеевиче Гагарине и его пути от маленького мальчика из Смоленской области до первого космонавта Земли. Героями выставки стали выдающиеся деятели космической отрасли, летчики, космонавты, а также пятая женщина-космонавт Анна Кикина, которая только что вернулась из космического полета. Перед нами не просто рассказы об этих героях, а жизненные уроки, представляющие их путь к мечте. С помощью QR-кодов есть возможность ответить на специально заложенные в программе вопросы.
– Конечно же, тут невозможно не упомянуть про Сергея Павловича Королева, который стоял у истоков создания музея…
– Это наш герой. Наша музейная команда называет себя королевцами. У нашего музея есть филиал, точнее сказать структурное подразделение, – дом великого конструктора Сергея Павловича Королева. И если в Музее космонавтики все достаточно подвижно, то здесь мы пытаемся сохранить все, как и подобает мемориальному месту. Это дом, из которого Сергей Павлович ушел в 1966 году на незначительную, как ему казалось, операцию и больше не вернулся. Там все осталось как при его жизни – 99% аутентичных вещей.
Несколько лет назад мы возродили традицию, согласно которой каждый космический экипаж перед стартом приезжает в Дом-музей Сергея Павловича Королева и прикасается на удачу к небольшой подкове, прибитой к дереву в саду. История подковы такая: однажды наш герой гулял по своему саду и вдруг увидел в земле подковку, поднял ее и решил прибить к дереву. Когда школьники навещают этот небольшой дом, я замечаю, что они с особым удовольствием слушают про подковку и садятся на лавочку под ней, чтобы пожелать себе удачи. Это, с одной стороны, удача от Сергея Павловича Королева, а с другой – от тех космонавтов, которые навещали это легендарное место. Все это для нас невероятно важно!
Борис КУТЕНКОВ
Комментарии