search
main
0

Музей ее мальчиков. В мемориальной квартире Мироновых – Менакер все осталось, как при жизни хозяев

В доме №7 по Малому Власьевскому переулку, в двух шагах от Арбата, есть небольшой музей актерской семьи Мироновых – Менакер. Даже мемориальная доска здесь необычная: за приоткрытым театральным занавесом – фигурки двух актеров. Свою квартиру Мария Владимировна Миронова завещала Театральному музею им. А.А.Бахрушина: чтобы помнили… Осенью музею исполняется 15 лет.

Позвоните в старый звонок у квартиры №8: здесь по-прежнему рады гостям. Заведующая музеем Евгения Борисовна Гречишкина проведет вас по дому и поведает об этой творческой семье так, как говорят о близких и хорошо знакомых людях.За дверью с медной табличкой начинается мир актеров: афиши, фотографии, театральные костюмы. В холле небольшая, со вкусом подобранная библиотека. Рядом столик и два кресла, в которых любили посидеть хозяева: большое, удобное – Марии Владимировны, поменьше – Александра Семеновича.Дверь в гостиную всегда открыта, а там… Радуйся, душа ценителя: на стеллажах и полках разнообразие авторской керамики, статуэток, изделий из цветного стекла. Как на параде, выстроились фарфоровые чайники Императорского фарфорового завода. Утонченный петербуржец, Александр Семенович приобщил к коллекционированию и Марию Владимировну. Их богатейшее собрание советского агитационного фарфора она передала в дар Музею декоративно-прикладного и народного искусства. Понимала: время собирать – и время дарить.Каждая вещь в этом доме с историей. Две эрмитажные люстры с хрустальными подвесками – подарок Семена Исааковича Менакера молодым на свадьбу – были куплены в 20-е годы в Петрограде на аукционе-распродаже части музейных сокровищ. Круглый стол из родительского дома Мироновых – антикварный, петровских времен. Даже зеленой скатерти из сукна больше ста лет, а вышитые на ней цветы нисколько не потускнели. Комод красного дерева помнит, как будущая актриса училась ходить, держась за его выступ. Первые шаги в искусстве даровитая девочка сделает чуть позже, а незабываемые уроки актерского мастерства она получит от самого Бориса Васильевича Щукина…По вечерам в этом доме звучал рояль фирмы «Мюльбах» – подарок Исаака Осиповича Дунаевского. Он и сейчас звучит прекрасно, ведь в дом по-прежнему приходит настройщик.Александр Семенович Менакер, талантливый эстрадный артист, по-рыцарски благородно ушедший в тень неподражаемой жены, был виртуозным пианистом, прекрасно пел. Впрочем, друзья этого гостеприимного дома – артисты, певцы, драматурги, режиссеры – были как на подбор людьми творческими. За праздничным столом на Новый год и в день рождения хозяйки, 7 января, всегда было шумно и весело.Работа над очередным сатирическим спектаклем популярнейшего театра двух актеров, созданного Александром Менакером и Марией Мироновой, тоже сопровождалась весельем, спорами, розыгрышами. На этой бродильной творческой закваске как на дрожжах рос талант их сына Андрея, будущего народного артиста и всенародного любимца. Его актерский дебют случился в 1957 году на сцене Центрального детского театра. Триумфальный успех комического номера двух школяров – участников фестивального концерта был даже отмечен в «Учительской газете»!В углу гостиной – «диванчик Менакера», покрытый лоскутным покрывалом ручной работы. Мария Владимировна купила эту пеструю красоту на Арбате, куда захаживала частенько. На сувенирной улице ее любили: «барыня» – так полушутя-полусерьезно называли величественную Миронову продавцы – без покупки не уходила никогда. У нее было врожденное художественное чутье: непризнанные молодые таланты, у которых актриса покупала панно и сырные доски, стали успешными мастерами с именем, а кое-кто и с собственной галереей.В крохотном кабинете, который после смерти мужа и сына Мария Владимировна превратила в «музей моих мальчиков», и сейчас ощущается их присутствие. Фотографии – от пола до потолка. Гримировальный столик Андрея, на нем огромный букет роз, текст роли Фигаро с пометками артиста. На стуле серый твидовый пиджак. Рядом кожаный портплед, гастрольный спутник актера. Кажется, их владелец просто вышел ненадолго. Но эта иллюзия, увы, исчезает, когда видишь разорванную на груди рубашку Фигаро, в которой Андрей Миронов в последний раз выходил на сцену: ему пытались оказать первую помощь, а он, теряя сознание, уже уплывал в вечность…В этой квартире нет привычного музейного глянца. Ловишь себя на том, что отсюда не хочется уходить… И заведующая музеем Евгения Борисовна прощается с вами у дверей словами Марии Владимировны Мироновой:- Раз пришли, значит, помните. Спасибо, что пришли!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте