В период самых тяжких для нашей Родины испытаний большинство российских мусульман вставали на ее защиту. Представители мусульманских народов наряду с приверженцами других конфессий на протяжении веков традиционно служили в русской армии. В XVIII в. на польской границе несли службу татары. В 1807 г. созданы 4 конных татарских полка, 2 из них активно участвовали в Отечественной войне 1812 г. В ознаменование их героизма царь построил в Москве Историческую мечеть. Крымско-татарский эскадрон участвовал в боевых действиях на стороне России при осаде турецкой крепости Варна. Воины эскадрона участвовали в сражениях Крымской кампании 1854 – 1855 гг. В русско-турецкой войне 1877-1888 гг. эскадрон охранял Крымское побережье. Одновременно до 6 дивизионов татар участвовали в сражениях против турок при Плевне, Ловче, Горном Дубняке.
Наряду с татарами в царской армии служили мусульмане Северного Кавказа. В декабре 1851 г. создан Дагестанский конный полк. В 1877 г. он награжден Георгиевским знаменем, в период русско-японской войны 1904-1905 г. участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Во время Первой мировой войны знаменитый Брусиловский прорыв осуществляла «Дикая дивизия», состоявшая из выходцев с Северного Кавказа, калмыков и татар.
За верную службу Отечеству многие мусульмане удостаивались дворянского звания. К концу XIX в. в России насчитывалось примерно 70 тысяч мусульман – потомственных и личных дворян, классных чиновников. К началу XX в. выдающиеся представители ряда дворянских мусульманских фамилий России – Юсуповы, Акчурины, Гиреи, Еникеевы, Тевкелевы – активно участвовали в политической жизни страны. Десятки мусульман-офицеров и генералов отличились в многочисленных войнах, которые приходилось вести России. Так, в Заграничных походах 1813 – 1814 гг. высокую доблесть проявили 33 башкирских и татарских конных полка. В 1830 – 1880 гг. в Императорскую гвардию Собственного Его Императорского Величества конвоя постоянно входили представители знатных мусульман Кавказа. Об особом внимании правительства к созданию условий для соблюдения религиозных обрядов воинами лейб-гвардии Кавказского Горского эскадрона и лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона свидетельствуют специальные указы и инструкции.
Среди известных мусульман-генералов России – Алиханов-Аварский, Еникеев, Тевкелев, Халилов, Хан-Нахичеванский и другие. В ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. прославились героизмом защитники Порт-Артура офицеры-мусульмане Самадбек Мехмандаров и Али Ага Шихлинский, ставшие позже генералами Русской армии.
В России был накоплен опыт подготовки исламских военных кадров. В XIX в. в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе «по высочайшему повелению» было разрешено обучение башкирам, киргизам Зауральской и Внутренней Орды, «инородцам» Оренбургского и Уральского казачьих войск. Им предоставлялось право посещать занятия и жить «на попечении своих сообществ».
Во время Первой мировой войны царское правительство отправило на фронт тысячи солдат разных национальностей и вероисповеданий из всех уголков России. Мусульмане считали священным долгом участие в сражениях. Добровольцами на фронт из мусульманских регионов страны уходили даже дети. В журнале «Война», издававшемся в Петрограде в 1915 г., рассказано о двенадцатилетнем добровольце из Чечни Абубакаре Джуркаеве, отправившемся на фронт вместе с отцом. История свидетельствует, что мусульмане, приняв российское подданство, верой и правдой служили Отечеству.
Сегодня 12% российских военнослужащих составляют мусульмане. 43% верующих военнослужащих-призывников из Поволжья (татар и башкир) и 61% северокавказцев исповедуют ислам. Многие из них отождествляют эту религию с понятиями «национальное», «народное».
В декабре 1996 г. между Духовным управлением мусульман Дагестана и командованием Кавказского особого пограничного округа подписан Договор о сотрудничестве. В нем подчеркивается необходимость проведения мусульманскими религиозными деятелями и командованием погранвойск совместных мероприятий для укрепления нравственной мотивации пограничников.
Командование Погранвойск обязалось оказывать содействие представителям Духовного управления мусульман Дагестана в посещении отдаленных гарнизонов для чтения проповедей. Как сказал в одном из интервью Муфтий Дагестана Сайид-Мухаммад Абубакаров, позже погибший от рук террористов, «с чувством глубокой благодарности мы воспринимаем готовность Федеральной погранслужбы возродить в среде пограничников все самое лучшее… Безусловно, одна религия не в состоянии заменить всю систему воспитательной работы, но совместные усилия послужат на благо воинам, стоящим на рубежах России… В Пограничных войсках служит немало представителей нашей веры. Мы давно перевели взаимоотношения с республиканской властью в плоскость здорового сотрудничества, которое выгодно всем. В таком же духе мы настроены и по отношению к российским пограничникам».
Ислам рассматривает защиту Родины как патриотическую обязанность мусульманина. Поэтому в «Основных положениях социальной программы российских мусульман» Совет муфтиев России записал: «Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности – одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины».
Комментарии