Расскажу о ресурсах, помогающих организовать экологическое воспитание в школе, учреждении дополнительного образования, детской организации, информирующих об общероссийских и международных акциях.
Олег КАМАКИН, учитель школы №3 города Ноябрьска, Ямало-Ненецкий автономный округ
Начнем с всемирно известной организации Гринпис – http://www.greenpeace.org/russia/ru/. На сайте вы можете получить полезную информацию о проектах. Например, таком – «Возродим наш лес!». Гринпис учит детей, как вырастить те или иные виды деревьев, как заложить лес и ухаживать за ним. Организация приглашает ребят в специальные экологические лагеря, кроме того, она готова по заявке выслать необходимые методические материалы любому детскому объединению, которое хочет стать участником этого проекта. Также на сайте можно получить информацию, как сделать свой дом экологичным – потреблять меньше воды и электричества, а значит, меньше за них платить, как правильно выбирать бытовую химию, обращаться с бытовыми отходами, как выбрать безопасные продукты и безопасную посуду, как утеплить свой дом.
Следующий ресурс, заслуживающий пристального внимания, – сайт Международного фонда защиты животных (IFAW) http://www.ifaw.org/ifaw_russia/ . Самое интересное – акция, которую фонд проводит в этом году уже в 17-й раз. Это Неделя защиты животных. IFAW не только размещает на своем сайте методические материалы по проведению Недели, но и бесплатно высылает их желающим. В комплект входит и фильм, который можно показывать детям перед участием в Неделе. В программу Недели обычно входят конкурс экологического плаката и рисунка, сбор подписей под петицией с теми или иными требованиями. Каждый год Неделя посвящена конкретной теме. В 2008 году, например, это была проблема загрязнения пластиком Мирового океана. А потому и подписи собирались под петицией, призывающей запретить применение одноразовых пластиковых пакетов. Вот вам и возможность локальных действий при решении глобальной проблемы.
Еще одна международная акция – Марш парков Центра охраны дикой природы (http://www. biodiversity.ru/programs/mp.html). Марш парков имеет давнюю историю, он пришел к нам в страну в начале 90-х годов. Это целый комплекс мероприятий, направленных на поддержку особо охраняемых природных территорий – заповедников, заказников, национальных природных парков. Центр высылает поддерживающие материалы для организации акции, организует в рамках Марша парков различные конкурсы для детей и размещает на своем сайте наиболее интересные отчеты о проведении марша. Кроме крупных заповедников и парков в каждом регионе есть и небольшие природные территории или просто объекты, которые тоже требуют к себе внимания. Организовать работу по сохранению таких мест и поможет Центр охраны дикой природы. Кроме того, Центр организует семинары для педагогов. По итогам участия в Марше парков Центр выпускает брошюру с описанием наиболее интересного опыта работы. Так что, может быть, и ваша деятельность однажды будет освещена в этом сборнике.
Всемирный фонд дикой природы http://www.wwf.ru/ на своем сайте размещает огромное количество интересной информации об экологических проблемах. Принять участие в его масштабных акциях детскому объединению достаточно сложно, но стоит заглянуть на страничку «Образование», и вы найдете много полезного. Учителя могут узнать, что такое «зеленые уроки» и как их проводить, заглянуть в копилку методов и инструментов экологического просвещения детей. Здесь же есть любопытный образовательный проект «Спасти леопарда», международный образовательный проект «HOME Свидание с планетой».
Организация содействия экологическому образованию «проживает» по адресу http://www. oseko.spb.ru/. У нее есть традиционное дело – конкурс школьных экологических газет. Необходимо сформировать редакционную коллегию из пяти учеников 13-16 лет, подготовить заявку с указанием номера школы, ФИО педагога – руководителя редколлегии, контактного телефона, адреса электронной почты, подписать заявку у директора школы. И можно начинать работу. Вы можете выбрать различные варианты партнерства:
– стать организатором конкурса в своем регионе;
– принять участие в работе жюри конкурса на уровне региона или России;
– принять участие в консультировании участников конкурса по вопросам журналистики, экологии, работы в команде, дизайна и пр. в одном из регионов или на российском уровне через сайт конкурса;
– поддержать конкурс информационно – размещая материалы о конкурсе и статьи, написанные школьниками, в различных СМИ.
Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество» http://www. ecocoop.ru/ помогает организовать экологическую деятельность в своем регионе. Ответьте на следующие вопросы и приступайте:
В вашей местности есть ненарушенная природная территория и вы хотите ее сохранить?
Вы нашли местообитание редкого животного или растения?
Вы хотите помочь заповеднику, национальному парку или другой ООПТ?
У вас в районе сильно развиты эрозионные процессы, от которых гибнут почвы?
Вы хотите определить тип почв, распространенный в лесу, не выкапывая почвенного разреза?
Вам нужно определить химические свойства почв, а возможности выполнения специальных анализов для этого у вас нет?
Мусор во дворах и парках надоел?
Хочется озеленить все вокруг?
Вы решили принять участие в акции «Первоцвет»?
Главное – использовать ресурсы Интернета творчески, не ограничиваться лишь идеями, которые предлагают те или иные природоохранные организации. Ведь только вы знаете конкретные проблемы своего города или поселка, только вы и ваши дети сможете правильно выбрать пути их решения.
Комментарии