search
main
0

Муртаза РАХИМОВ, президент Республики Башкортостан: Доступность, непрерывность, открытость

С детских лет с особым почтением и глубоким уважением я отношусь к школе и учителям. Никогда не забыть, что первая учительница воспринималась нами, сельскими мальчишками, почти как божественное существо. Не верилось, что учителя вообще обычные взрослые люди! Эти трепетные чувства к педагогам я пронес через всю жизнь. Может быть, еще и поэтому систему образования считаю одной из важнейших сфер своей деятельности, стараюсь создать для нее режим наибольшего благоприятствования.
У нас стали доброй традицией регулярные встречи президента, председателя Государственного собрания, премьер-министра Республики Башкортостан, глав администраций районов и городов с работниками образования. И это вполне понятно. Ведь от уровня образованности наших граждан зависит будущее развитие экономики, культуры, социальное благополучие общества в целом.
В Башкортостане из года в год растет доля бюджета, направляемая на развитие образования. В 2001 году она составила 30%. Ежегодно в республике открывают свои двери 35-40 новых школ.

Большое внимание уделяется реализации целевых программ по развитию сельских школ. Так, только в рамках программы “Школьный автобус” сельские школы республики получили в 2001 году более 100 автобусов.
Но мы не только строим новые школы и укрепляем их материально-техническую базу. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются значительные средства на социальную поддержку учащихся, учителей и преподавателей. Уже стали привычными обеспечение учащихся из многодетных и малообеспеченных семей горячим питанием в школе и форменной одеждой, первоклассников из таких семей – наборами школьно-письменных принадлежностей, выплата специальных пособий студенческим семьям, имеющим детей, стипендий президента Республики Башкортостан для одаренных детей и талантливой молодежи.
Предмет особой заботы – наши учителя. В годы кризиса, к сожалению, положение работников образования оказалось сильно приниженным. Мы стремимся повысить их социальную защищенность, поднять престиж педагогического труда. Заслуженным, авторитетным учителям присваиваются высокие звания. В этих же целях установлена республиканская надбавка к заработной плате. Зарплату наши учителя вот уже четвертый год получают без задержек. С 1 декабря 2001 года она повышена почти в два раза, но это не снимает еще остроты вопроса. Много предстоит сделать по дальнейшему улучшению жилищных условий учительства.
В январе прошлого года состоялось знаменательное событие в общественной жизни Башкортостана – IX республиканский съезд учителей, на котором были подведены итоги более чем десятилетнего развития сферы образования, определены перспективы и направления дальнейшей работы.
Хочу отметить, что система образования Башкортостана, включающая в себя сегодня около 6 тысяч учреждений, где обучаются и воспитываются более 1,1 млн. детей и работают более 150 тысяч педагогических работников, превратилась в одну из крупнейших и развитых в России. Существенно укрепились ее материально-техническая база и кадровый потенциал. Только по общему среднему образованию успешно реализуются 10 целевых республиканских программ.
Республика занимает ведущее место в Приволжском федеральном округе по количеству гимназий и лицеев и обучающихся в них, а по индексам образования и развития человеческого потенциала входит в первую десятку регионов России. Думаю, уникальной является наша система национального образования с изучением в школах 15 языков. Не могу не отметить и то, что по степени развития общественно-государственных форм управления образованием, по данным российского журнала “Лидеры образования”, мы уступаем лишь Москве и Санкт-Петербургу.
Сейчас на повестке дня новая задача государственной важности – модернизация образования с целью обеспечения его доступности, непрерывности и открытости, дальнейшего повышения качества обучения и воспитания учащихся.
По ряду важнейших направлений этого процесса республика стала экспериментальной площадкой Российской Федерации. Речь идет об участии в федеральных экспериментах по отработке новых подходов к содержанию и структуре общего образования, а также механизма и процедуры проведения единого государственного экзамена.
Мы вплотную приступили к внедрению в учебно-воспитательный процесс современных компьютерных технологий. Разработаны республиканская концепция информатизации системы образования и программа развития республиканской информационной системы в этой сфере на период до 2006 года. В результате около половины всех школ – а их в республике 3235 – сегодня имеют кабинеты информатики и вычислительной техники, а каждая сельская школа, даже самая маленькая и отдаленная, – современные компьютеры. Только в соответствии с федеральной программой по компьютеризации сельских школ Башкортостан уже получил более 3 тысяч комплектов современного компьютерного оборудования.
Особую актуальность в последнее время приобрел вопрос о доступности мировых информационных ресурсов. Сейчас создается организация “Спутниковые телекоммуникации Башкортостана”, и вся территория республики будет охвачена телевизионным вещанием и иметь возможность доступа к сети интернета. Уже к 2003 году мы надеемся ввести собственный телевизионный канал, и сейчас ведется подготовка по его организации, определению содержания и направленности учебных, просветительских программ, познавательных викторин, передач для населения всех возрастов.
Вместе с тем последовательное развитие республиканской системы образования не означает, что все ее проблемы уже решены. Сохраняют свою актуальность проблемы качества обучения и воспитания, физического и нравственного здоровья учащихся. Далеко не случайно 2002 год объявлен в Республике Башкортостан Годом здоровья. Наша цель – побудить граждан Башкортостана, и в первую очередь подрастающее поколение, обратить особое внимание на собственное здоровье, сформировать у них потребность в здоровом образе жизни.
Модернизация образования, безусловно, означает и новые подходы к финансированию, и обновление учебно-материальной базы, и новые программы и учебники. Но все это абсолютно ничего не стоит без педагога, без учителя, без воспитателя. Во все времена учитель был, есть и будет центральной фигурой в обучении и воспитании, звеном, связующим времена и поколения. Хотелось бы пожелать всем учителям, всем читателям “Учительской газеты” здоровья, мудрости и огромного терпения, профессиональных успехов на пути к новому образованию, счастья и благополучия.

На заметку.

Столица Республики Башкортостан город Уфа основан в 1574 году. В 1922 году Уфа стала столицей Башкортостана.

Население Республики Башкортостан – более 4 млн. человек, в городе Уфе проживают 1087,8 тыс. человек.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте