Возможность использования мультипликационного искусства как средства обучения и воспитания детей в дошкольном образовании зачастую остается за пределами внимания педагогов. Однако федеральная образовательная программа дошкольного образования рекомендует анимационные произведения для использования их элементов в образовательном процессе в качестве иллюстраций природных, социальных и психологических явлений, норм и правил конструктивного взаимодействия, проявлений сопереживания и взаимопомощи, а также для расширения эмоционального опыта ребенка, формирования у него эмпатии и ценностного отношения к окружающему миру. Признавая таким образом актуальность использования анимационных произведений.
Работа с мультипликационным искусством предоставляет широкие возможности для реализации задач, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Мультфильмы возможно использовать во всех образовательных областях.
Социально-коммуникативное развитие. Мультфильмы часто содержат яркие примеры взаимодействия персонажей, что позволяет детям наблюдать и обсуждать различные социальные ситуации. Они учат детей основам дружбы, сотрудничества, разрешению конфликтов и пониманию эмоций других людей.
Познавательное развитие. Анимационные произведения могут содержать обучающие элементы, которые способствуют развитию интереса детей к логическим задачам, вычислениям, научным фактам. На примере мультфильмов можно обсудить различные темы, например, животных, природу, науку, что углубляет познания об окружающем мире.
Речевое развитие. Мультфильмы обращаются к детям на понятном языке, часто используют рифмы, песни и игровые формы. Это способствует улучшению произношения, расширению словарного запаса и развитию навыков диалогической и монологической речи. Дети могут обсуждать сюжет, пересказывать его, описывать персонажей и выражать свои мысли о просмотренном.
Художественно-эстетическое развитие. Мультфильмы – это искусство. Они дают возможность детям познакомиться с различными стилями анимации, цветами и формами, что способствует развитию эстетического восприятия. Дети могут творчески выражать свои эмоции и идеи, создавая свои собственные анимационные проекты или рисуя своих любимых персонажей.
Физическое развитие. через мультфильмы можно побуждать детей к активным действиям: танцам, конкурсным мероприятиям и подвижным играм, основанным на сюжетах мультфильмов. Это помогает развивать координацию, гибкость и общую физическую активность детей.
Примеры использования мультфильмов в образовательном процессе
Тематические занятия. Занятия, на которых дети будут обсуждать, что они увидели в мультфильме, какие эмоции испытывали персонажи, и делать выводы о том, как поступать в похожих жизненных ситуациях.
Творческие задания. После просмотра мультфильма можно предложить детям нарисовать любимого персонажа или придумать свой собственный конец истории.
Игровые моменты. Включив персонажей из мультфильмов в игровые процессы, можно создавать ситуации, требующие от детей сотрудничества и решения различных задач.
Музыкальные и двигательные игры. Используя музыкальные фрагменты из мультфильмов, можно организовать подвижные игры, что будет способствовать физическому развитию и удовлетворению в двигательной активности детей.
Чем полезно использование мультфильмов в образовании
Интеграция анимационных произведений в образовательный процесс дошкольного образования является эффективным инструментом для всестороннего развития детей. Это позволяет решать множество задач и формировать у детей ряд важных умений и навыков.
Критическое мышление. Мультфильмы часто поднимают важные социальные и моральные вопросы. Обсуждение сюжета, анализ действий персонажей и их последствий развивает способность детей к критическому осмыслению информации, учит их выносить свои суждения.
Креативность. Анимационные произведения зачастую полны ярких образов и нестандартных идей. Это может вдохновить детей на творческое самовыражение, помогая развивать их воображение – например, через рисование, создание собственных историй или даже придумывание альтернативных концовок.
Эмоциональный интеллект. Наблюдая за персонажами и их эмоциональными реакциями, дети учатся распознавать и выражать собственные эмоции. Они также развивают способность сопереживать, понимая чувства других, что является основой эмоционального интеллекта.
Навыки командной работы. Во многих мультфильмах персонажи сталкиваются с трудностями, и для их преодоления им необходимо работать вместе. Это может стать основой для обсуждения значимости командной работы, что может быть полезно в будущем в различных сферах жизни.
Логическое мышление. Рассказывая о сюжете, персонажах и их мотивах, дети учатся выявлять важные элементы истории и делать выводы. Это развивает логику и способность анализировать информацию. Мультфильмы часто представляют персонажей, которые сталкиваются с различными проблемами. Наблюдая за тем, как они ищут решения, дети учатся подходить к проблемам творчески и находить варианты решения в реальной жизни.
Межкультурные компетенции. Некоторые анимационные произведения демонстрируют культурное многообразие, рассказывая истории из разных стран и культур. Это помогает детям лучше понимать и уважать различия между людьми, что является важным навыком в современном мире.
Таким образом, правильный выбор анимационных произведений может не только развлекать, но и полноценно обучать и формировать навыки, необходимые детям для успешной социализации адаптации и развитию в меняющимся мире.
Юлия Нестерова, воспитатель, Школа № 1557 имени П.Л. Капицы
Комментарии