Профильное обучение на старшей ступени наша школа реализует с 1990 года. Первым профильным классом был технический на базе Ростовского инженерно-строительного университета. В нем на углубленном уровне по специальным программам изучались математика, физика, информатика и черчение. А лично я преподавать физику в профильном физико-математическом классе начала в 1993 году.
За годы, прошедшие после первого моего выпуска, менялись организационные формы профильного обучения, требования к содержанию учебного предмета и уровню подготовки выпускников. И теперь накопленный опыт позволяет не испытывать трудностей при отборе содержания учебного материала, отвечающего современным требованиям, обеспечить связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой.
Использование образовательных технологий, отвечающих целям и задачам профильного обучения и способных помочь сформированию у детей ключевых и предметных компетенций, позволило мне достичь достаточно высоких результатов обучения физике в профильной группе. Остановлюсь более подробно на некоторых из них.
Сбор «Портфолио»
В форме эксперимента данный метод начала применять с 2005 года среди учеников профильной группы 10-х классов. Надо особо отметить, что здесь имеет значение участие старшеклассников во внеурочной деятельности (школьных и городских олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях), учеба в заочных физико-математических школах при МГУ и МФТИ, участие в выездных олимпиадах, проводимых различными вузами, и так далее. «Величина» портфолио влияет на итоговую оценку ученика, позволяет получить освобождение от переводного экзамена в 10-м классе, поступить в некоторые вузы страны (например, Санкт-Петербургский университет).
Дистанционная форма обучения
Эта форма обучения предусматривает внедрение в учебный процесс методов и средств, которые обеспечивают индивидуализацию занятий, повышение активности и самостоятельности обучаемых в приобретении знаний при консультационной помощи педагогов. Основу метода дистанционного и заочного обучения составляет идея об обучении вне непосредственного контроля преподавателя. А так как при самостоятельном изучении дисциплины ученик сталкивается с рядом трудностей, связанных с пониманием изучаемого материала, это предусматривает выдачу строго структурированного методического материала с последующей проверкой его усвоения.
Мои ученики стали участниками дистанционного курса «Физика. Профильный уровень» Центра довузовской подготовки ТТИ ЮФУ. Курс предусматривает изучение лекционного материала (который в настоящее время дорабатывается), выполнение тематических тестов и контрольных работ. Что особо ценно, это позволяет проводить дополнительную независимую экспертизу уровня подготовки моих учеников.
Новые подходы
В связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые подходы к организации контроля знаний школьников.
Поэтому я стараюсь применять как традиционные, так и более прогрессивные формы контроля:
• рейтинговую систему оценивания, применяемую при проведении контрольных и тестовых работ, где каждый ученик самостоятельно осуществляет выбор заданий и оценивает свои возможности;
• рейтинговый контроль эффективности усвоения знаний при блочной подаче материала. Такая форма контроля применялась в профильных классах по физике при изучении тем «Механика» (10-й класс) и «Геометрическая оптика» (11-й класс);
• различные виды тестов (контролирующие, диагностические, тематические, тесты самопроверки). Обычно выбираю тесты для дифференцированного обучения с разноуровневыми заданиями, для тематического и итогового контроля;
• компьютерное тестирование. Как учителя, меня не вполне устраивают во многих готовых тестах их содержание, уровень сложности, несоответствие программному материалу. А главное, большинство из них может быть использовано только для итогового контроля за определенный курс. Поэтому пришлось создавать собственные разработки, используя специальные программы, в частности Генератор тестов, а с 2005 года – программный комплекс «Знак» серии «Школьный наставник». Программы эти отвечают нескольким требованиям, главные из которых – простота использования, применимость различных схем тестирования, наглядность, удобная форма обработки результатов тестирования.
Компьютерное тестирование помогает не только разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учеников, но и более объективно оценить знания детей.
Цель использования компьютерных тестов для тренировки в процессе обучения физике – активизация процесса запоминания физических понятий, формул, формулировок физических законов, сущности физических явлений. Количество и содержание заданий способствует реализации поставленной цели, с одной стороны, а с другой стороны, не вызывает у детей чувства утомления или отвращения к выполнению этих работ. Обычно я использую тестовые задания, предполагающие узнавание физического понятия, явления, закона, формулы из ряда предложенных, или задания на дополнение, например, «Закончи фразу».
Тесты, направленные на развитие познавательных способностей школьников, включают в себя задания ассоциативно-логического характера, способствующие развитию умений строить рассуждение по аналогии, формированию ассоциативно-логического мышления, способностей классифицировать и систематизировать учебный материал, устанавливать связи и отношения между законами и явлениями. Заданий такого типа в тестах обычно немного, так как они требуют больше времени для их выполнения, сосредоточенности и внимания.
Используемые для развития познавательных способностей, повышения эффективности запоминания и закрепления учебного материала тестовые программы имеют некоторые особенности, отличные от контролирующих компьютерных программ. Среди них – отсутствие ограничений во времени и конечного результата тестирования в виде оценки знаний, умений и навыков, так как результатом здесь является надпись «правильно» – «неправильно» или накопительная система баллов, демонстрирующая не уровень знаний, умений и навыков, а количество правильно выполненных заданий.
Подобный подход позволяет снять стрессовую ситуацию, возникающую как результат страха получить низкую оценку. Кроме того, накопительная система баллов стимулирует желание повторить учебный материал с целью получения более высокого конечного результата. Такие тестовые программы использую как для обучения, так и для самообучения.
Тестовые программы, рассчитанные на обучение и самообучение школьников, имеют несколько уровней сложности. Это позволяет адаптировать тест к соответствующему уровню знаний учеников, включить в программу игровой момент перехода с одного уровня на другой в зависимости от успешности прохождения предыдущего уровня. Подобный элемент компьютерной программы позволяет усилить мотивацию к учебной деятельности.
ИКТ на уроках
Внедрение компьютеров и электронных образовательных ресурсов в учебный процесс нашей школы позволило мне использовать на уроке и во внеурочной работе по предмету самые разные источники информации:
• видеозадачник по физике в 3 частях (авторы – А.И.Фишман, А.И.Скворцов, Р.В.Даминов, New Media Generation, 2005). Пособие содержит 47 проиллюстрированных физических экспериментов по программе средней школы, которые сопровождаются исчерпывающими объяснениями физических явлений. Использование задачника позволяет создать на уроке проблемную ситуацию, разъяснить прикладное значение предмета, облегчить понимание учащимися сложного учебного материала;
• экспериментальные задачи из серии «Лабораторный практикум нового поколения» тех же авторов. В практикуме собрано 24 экспериментальные задачи по всем темам курса физики. Главная идея, положенная в его основу, состоит в том, что учащимся предлагается изучить физические явления путем анализа видеозаписей реальных экспериментов. Основные методы работы – эксперимент, исследование, построение математической и графической моделей явления, анализ результатов, синтез выводов.
Практикум позволяет восполнить дефицит лабораторного оборудования и полностью выполнить всю практическую и экспериментальную часть программы по физике в 10-11-х классах профильного уровня, организовать эксперимент для школьников:
• электронные приложения к урокам, обеспечивающие обратную связь на разных этапах урока. Примером может служить электронное приложение к уроку-лекции «Столкновение тел»;
• «Уроки физики Кирилла и Мефодия» (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 2005 и 2006 годы). Эта серия охватывает большинство школьных предметов, содержание каждого из которых распределено по классам. Комплект состоит из 5 CD-дисков: для 7, 8, 9, 10 и 11-х классов. Материал разбит на уроки, в состав которых входят теоретический материал (обязательный по программе и дополнительный, углубленный), медиаиллюстрации, анимации, видеофрагменты, справочники, интерактивные тренажеры и так далее.
Надо сказать, что материалы дисков я использую для:
• иллюстрирования процесса объяснения нового учебного материала;
• организации самостоятельной работы учеников по опережающему или углубленному (с привлечением дополнительного материала дисков) изучению нового материала;
• ликвидации пробелов в знаниях школьников в индивидуальном режиме;
• организации дифференцированного итогового повторения по курсу физики;
• отработки умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров.
Одна из целей образовательного процесса – научить учиться, создать условия для того, чтобы ребенок мог самостоятельно решать учебные, познавательные и практические задачи. Это обеспечивает повышение уровня мотивации, развитие способности использовать разные источники знаний, определенные умения, овладение языком различных предметов.
Не менее важная цель образовательного процесса в школе – формирование ключевых навыков, ключевых компетенций, то есть универсальных способов деятельности, применимых в различных ситуациях.
Проектная технология
Одна из наиболее предпочитаемых мной на старшей профильной образовательной ступени технологий – проектная.
Деятельность по созданию проектов в рамках отдельных предметов, образовательных областей и их интеграций дает высокие результаты в формировании компетентности постановки и решения проблем, развитии коммуникативных навыков, освоении способов работы с источниками учебной информации.
Причем сами работы школьников – прекрасная форма отчета о результатах учебной, научно-исследовательской и поисковой деятельности в рамках предмета.
Весьма эффективным был трехгодичный межпредметный проект «Мультимедийное приложение к курсу астрономии», осуществленный учениками профильных групп по физике выпуска 2005, 2006 и 2007 годов.
Приложение содержит более 30 мультимедийных презентаций по основным темам курса. Каждый учебный проект является интегрированным, так как объект исследования рассматривался с точки зрения двух предметных областей – физики-астрономии и информатики. При этом содержательная часть проекта обеспечивалась сведениями из астрономии (астрофизики), а компьютер и Интернет использовались как источник информации и средство предъявления результатов работы.
В ходе работы над учебными проектами расширялись предметные знания учеников по физике и информатике, совершенствовались такие общеучебные навыки, как умение выбрать главное, организовать и оптимизировать поиск информации, классифицировать отобранный материал, провести исследование, сделать вывод, презентовать результаты своей работы.
Сейчас межпредметный проект «Мультимедийное приложение к курсу астрономии» используют на уроках физики и астрономии учителя нашей школы, а также классные руководители при организации тематических внеурочных мероприятий.
Помимо этого 6 проектов были представлены на городские творческие конкурсы школьников в 2005 и 2006 годах. Три из них заняли 1-е место, один проект – 2-е место.
Хочется отметить, что каждый учитель должен помочь ученику определить траекторию своего развития и подобрать методы обучения, благодаря которым он сможет достичь поставленной цели.
А ученику остается немногое – научиться учиться.
Ольга ЯКУНИНА, учитель физики и астрономии школы № 28, Таганрог, Ростовская область
Комментарии